Оцените отзыв
У каждого есть обещание…
Мечта есть у многих, но все ли готовы идти к ней? Мы многое обещаем себе, но всегда ли получается сдержать данное обещание? Но когда обещание это даётся дорогому человеку, тогда выполнить его просто обязан. Сложно выразить те чувства, которые испытываешь, когда тобой кто-то гордится. Сложно иметь мечту и делиться ей с родным человеком, зная, что до её исполнения он может не дожить. Как же всё это сложно, но как же всё это нужно.
Я потеряла своего любимого брата 2 года назад, через две недели после его 22-го дня рождения. Я была в командировке и не смогла позвонить ему. За пять месяцев до этого он позвонил мне и сказал: «Если вы не приедете к нам на Новый год, я перестану с тобой разговаривать». Пришлось ехать. Это был наш последний совместный Новый год. Очень страшно терять человека, который в тебя верил. Поэтому обещание, данное этому человеку, занимает всё твоё сознание, всю твою сущность, все твои мысли. Ты как бы работаешь за двоих: исполняешь сразу две мечты, посвящаешь свои успехи ему, тому, кто не увидел, тому, кто не дожил.
Это тот случай, когда слезы на глазах выступают не из-за смерти/гибели/потери близкого человека, а из-за того, что ты оправдал ожидания. Любовная линия на заднем плане, важных персонажей много, но главный – всего один. И самое главное – подкупает то, что основано на реальных событиях.
Изумительная игра Такеры Сато, совершенно другой уровень подачи материала, атмосферно, тепло, основано на реальных событиях, красиво и трогательно. Романтика не в любовной линии, а в самой жизни главного героя, когда к мечте идёшь не по головам, а через лишения и преодоления своих страхов и чужих упрёков.
История, которая ясно показывает, что человек может добиться всего, даже если его считают местным чудиком и ни на что не годным мальчишкой. История о том, как совсем ещё юный, глупый мальчишка пообещал своему больному брату стать лучшим, и он им стал. История о том, как ради мечты приходится терпеть унижения и оскорбления, терять терпение и снова и снова брать себя в руки. История о том, что честь народа может зависеть всего от одного человека – будь то император или же главный шеф-повар императорской кухни.
Смотрела дораму я намного медленнее, чем могла бы. Иногда оттягивала просмотр следующей серии, иногда просто смаковала увиденное, перематывала на особо удачные сцены, плакала, смеялась, волновалась, переживала, испытывала облегчение, чтобы потом снова и снова все эти эмоции повторялись заново. Примерно 8 серий я ловила себя на мысли, что хоть в начале каждого эпизода голос за кадром напоминает зрителю, что этот парнишка станет поваром императора, я всё равно каждый раз переживала, что у него ничего не получится. Все испытания, выпадавшие на его долю, казались такими непреодолимыми и несправедливыми, что сердце ёкало, и мысли вертелись самые разные. Но всё же каждая серия – погружение в невероятную историю, знакомство с невероятным героем, открытие для себя чего-то нового, будь то учитель, семья, друзья, закусочная, французский ресторан, императорский двор или главный штаб американцев.
Сюжет охватывает события с 1904 по 1946 год, а потом заглядывает на 30 лет вперёд, когда, после 58 лет карьеры, лучший шеф-повар Японии уходит на пенсию, слыша слова благодарности от императора, честь которого он так рьяно защищал. Чего только за 12 серий не произойдёт, каких только людей зритель не встретит вместе с Токузо.
История страны перекликается с судьбой одного человека. На примере одной улицы показано, как проходит время – вот здесь ездили повозки, а уже ходит трамвай. Насколько достоверно было показано то или иное событие, судить, конечно, не мне. Может быть, и не вели себя так американцы в Японии, но Советский Союз делил Германию, а США оккупировали Японию. Победителей не судят, а в войне всегда есть побеждённый, который может склонить голову, наступить на свою гордость, но который не может отказаться от олицетворения своей страны.
«Нам необходимо, чтобы они восприняли его величество не как политического деятеля, а как часть японской культуры», – важный момент, сложный для понимания западным людям, особенно американцам, у которых монархии в принципе никогда не было. «– Так что для вас император? – Лично для меня император – это мисо», – говорит простой повар. Появившийся всего два раза, император воспринимается как самостоятельный закадровый персонаж, и зритель, сам того не замечая, проникается к нему если не такой же слепой любовью, то как минимум уважением.
Последняя серия, наверное, самая тяжелая с точки зрения съёмок. Снять про то, как Япония унижалась после поражения во второй мировой войне, как мне кажется, для гордого японского народа, очень сложно. Но показано это было с таким достоинством, что исторические огрехи и национальные стереотипы, может быть, в глаза и бросаются, но воспринимаются совершенно спокойно, ведь и американцы любят поиздеваться над образами других народов, так почему же японцам нельзя?
Но здесь совсем нет издевательства, здесь есть то, что видели обычные японцы, не поддерживающие войну, а лишь желающие сохранить единство и культуру своей страны. Герои бывают разные, так почему же героем не может стать пусть и гениальный, но всего лишь повар?
Не бывает гениального человека без его семьи, и здесь показано, насколько важно, чтобы хоть кто-то тебя поддерживал. Родителей не выбирают, а потому, хоть они и бывают слишком резки и требовательны, нужно всегда быть им благодарным. Сугимото Тэтта, сыгравший отца Токузо, строгий и жёсткий человек, всё равно переживающий и заботящийся о своём нерадивом чаде, влиял на решения сына даже с того света, что так ярко говорит о роли родителей в нашей жизни. Актриса, сыгравшая его маму, нежна и трогательна, мягкая и уютная, как домашний очаг.
Шутара Акияма, брат главного героя – один из самых ярких и трогательных персонажей, любое появление на экране которого – отрада для глаз и сердца. Он как маяк для Токузо, его вечный ориентир в темноте. Простившийся со своей мечтой из-за болезни, единственный, кто поверил в непоседливого брата, тот самый человек, который поддержал и дал первый толчок. Как много может значить брат, его слова, его глаза – всё это остаётся в памяти, и хоть постепенно забываешь голос, но помнишь слова, жесты, улыбку… и обещание. Судзуки Рёхай настолько искренне передал образ самого лучшего брата в мире, что я невольно вспоминала своего брата и то обещание, которое давала на его могиле.
Не бывает гениального человека без его учителя, и как важно, чтобы Учитель разглядел в тебе то самое дарование, которое нужно учить и направлять. Учителей в нашей жизни бывает много, но самое главное место в судьбе занимает тот, кто преподнесёт нужные уроки, кто вовремя укажет на слабые места, даст оплеуху, выскажет критику, покажет, как надо. Учитель, который не будет стесняться превзошедшего его ученика. Кобаяси Каору был не менее убедителен в роли шефа Усаме, который всегда в нужный момент указывал поворот в сторону верного пути.
Не бывает гениального человека без его друзей, и они могут быть самыми разными. Военный повар, давший попробовать первую котлету (Ито Хидеаки); помощник на кухне, деливший с тобой одну комнату (Эмото Тасуку); художник-самоучка, живучесть которого как у таракана; шеф-повар британского посольства, благодарный и делящийся секретами; хозяйка закусочной, легкомысленная, но такая милая (Такаока Саки); забавная француженка, тоже давшая когда-то обещание. Яркие и важные персонажи, окружающие главного героя, помогающие в тот или иной момент его жизни, позволяющие ему идти дальше.
Самым ярким, без сомнения, является Шинтара: «Даже если мир вывернется наизнанку, ты, Шинтара, останешься прежним». Никогда не унывающий, постоянно голодный, навсегда бедный художник, он, как лампочка, появлялся и освещал всё своим присутствием, будь то коморка от ресторана, квартира в Париже или дом в Токио. Рисовать портреты, работать поваром, устроиться к сапожнику, вернуться в Токио, помогать то в закусочной, то няней у друга, на пикнике американских военных изображать утку – вот что такое друг, который не завидует, а просто и легко идёт по жизни, периодически доставляя неприятности и принося радость. Киритани Кента уже не в первый раз играет вместе с Сато Такерой. Вместе они пели в группе «Бек», вместе рисовали мангу в «Бакумане», и снова вместе идут к исполнению мечты, такие разные по типажу и манере игры, но так гармонично смотрящиеся вместе. Его Шинтара – очередная звёздочка в карьере актёра, персонаж, которого невозможно не полюбить, так что даже не пытайтесь устоять перед его обаянием.
А ещё гениальному человеку нужна жена. Жена, которая сможет понять и принять мечту мужа, вовремя уйти и вовремя вернуться, поддерживать и помогать, успокаивать и налаживать отношения с детьми. Жена, которая так и не услышит от мужа перевод слова «Je t'aime», но которая всегда будет рядом с ним. Куроки Хару, не являясь красавицей в широком смысле этого слова, миловидна настолько, что её простой, внутренней красотой невозможно не восхищаться. Она излучает собой домашний уют, покой и умиротворение. Тошика, такая искренняя и такая самоотверженная, луч света и одновременна опора Токузо, олицетворение преданной японской женщины.
Не бывает гениального человека и без испытаний, на него свалившихся. Как найти себя в этом сложном и многоликом мире? Как не сойти с ума от скучного изнурительного труда? Как доказать себе самому, на что способен? Как добиться желаемого, несмотря ни на что? Как заставить уважать «жёлтую обезьяну» в центре европейской культуры? Как добиться признания самого императора? Как продолжать выполнять свой долг перед народом, когда не знаешь о судьбе жены и детей? Как принять поражение своей страны и выполнять прихоти американских оккупантов? Всё это вам на своём примере покажет Токузо Акияма, ставший в 26 лет поваром императора.
Сато Такеру здесь раскрыл все свои актёрские способности. Если вы посмотрите с ним хоть одно интервью, вы поймёте, что играл он свою прямую противоположность. Вспыльчивый, непоседливый, увлекающийся, упрямый, гордый, настойчивый, непреклонный – таким получился его персонаж. Играть историческую личность почётно и ответственно, донести до зрителя эмоции простого человека, оказавшегося в сложных ситуациях, когда-то самому исполнять трюки в боевых сценах, теперь с проворством профессионального повара шинковать овощи – есть хоть какая-то роль, неподвластная этому человеку? 26-летний Такеру сыграл героя, раскрывая его образ на протяжении 42 лет всего за 12 серий – от 16-летнего деревенского дурачка до 58-летнего шефа императорской кухни, сумевшего всему миру показать своё чистое сердце. Его мимика, его глаза, его руки, пластика тела – всё участвовало в создании образа уникального человека, за судьбу которого переживаешь все 12 эпизодов, а в конце со спокойной душой отправляешь на заслуженный отдых.
«Я всегда был позором своей семьи и посмешищем для всей нашей деревни. Я смог подняться так высоко, потому что… мой отец, мой брат, мама, моя жена, мой учитель, мои друзья, все они поверили в деревенского недотёпу, которым я был. И я в долгу перед этими людьми, которые помогли мне осуществить мою мечту, и теперь я – повар императора, я не имею права подвести их и буду делать всё, что в моих силах. Разве вы не чувствуете того же?» (с)
10 из 10
Дата публикации: 03.06.16