В далекой-далекой Корее, в подсеульном городишке Соннаме жили-были люди с весьма посредственным, а то и вовсе никаким музыкальным образованием, но хотели они, ясное дело, играть в симфоническом оркестре. Вот только не было у них ни оркестра, ни дирижера, ни денег, и так бы они со своим хотением и промаялись всю жизнь, но вдруг прилетел к ним волшебник в голубом вертолете, и так как был он ни разу не добрым, то бесплатно он показал лишь почем фунт лиха, кузькину мать и где зимуют раки, а вот за пот, кровь и слезы - как правильно исполнять классическую музыку.
Думаю, вы уже догадались, что не слишком удачно поименованная "Вирусом Бетховена" дорама "Синдром Сальери" имеет рассказать вам стандартно корейскую интерпретацию темы гений vs упорство (а заодно гений & злодейство). "Моцарт был гением. Поэтому я и не люблю Моцарта", - заявит ключевой персонаж в - дай Конфуций памяти! - второй серии, и это и будет лейтмотивом всей истории о невзаимной для многих (если не всех) персонажей любви к избранной профессии (она же классическая музыка), порождающей бесконечную череду попыток "порваться, но добиться", дающей пышные соцветия надежд и мечтаний, но по преимуществу мелкие и горькие плоды неудач и разочарований. При этом история скорее оптимистична: то ли оттого, что заканчивается непобедимой одой "К радости", то ли оттого, что "дуракам страх неведом", как заметил все тот же персонаж... С другой стороны, "что это за мечта, если за нее нельзя бороться, а можно только смотреть на нее?"(с)он же.
Но, пожалуй, хватит ерничать. При условии, что вы не являетесь профессиональным музыкантом (ибо всех профессионалов раздражают фильмы об их профессии, тут уж ничего не попишешь), но при этом скорее захаживаете в филармонию, чем обходите ее стороной, "Вирус Бетховена" стоит если не посмотреть, то хотя бы послушать: тут вам сыграют Форе и Чайковского, Бетховена и Дворжака, Сен-Санса и Моцарта, Вивальди рингтоном, а заодно скажут много поучительных слов, потому что вторым лейтмотивом истории является ученичество. И речь не только о непростых отношениях тезок - корейского Моцарта трубача Кан Гон У и его самодура-учителя маэстро Кана, но и о практически любой паре персонажей: все учат всех и всему - жизни. любви, уважению, терпению, реализму, трудолюбию, толерантности, пониманию себя и других, и так далее и тому подобное. Вся история напоминает большую, подробную работу над ошибками и тем, пожалуй, и любопытна. А кто считает себя лучше и умнее простоватых домохозяек, малолетних грубиянок, раздолбаев-добряков и прочих маргинальных личностей, коими изобилует дорама, - пусть идет мимо, эта история не для него.
Посмотреть здесь тоже есть на что. Например, на юного Чан Гын Сока в кожанке с дирижерской палочкой. Актеры играют убедительно: их персонажи кажутся живыми и многие заставляют себе сопереживать. Кроме того, сценаристы любят - и умеют - делать Поворотные Сцены, внезапно выкручивая пафос в максимум, щедро пересыпают не особую веселость происходящего комедией и немного припудривают романтикой, не сбавляют темп повествования (что дает вам хороший шанс на преодоление всех 18 серий) и не позволяют себе слишком съезжать в шаблоны (по этой причине вы получите достойный открытый финал там, где многие не устояли бы перед искушением неуместного хэппи-энда). Вообще, чем глубже любовь к корейскому произношению жизнь заводит меня в дорамный лес, тем больше я начинаю ценить работы десятилетней выдержки - может быть, в них не такая аккуратная и яркая картинка, как в тех, что поновее, да и смазливых личиков на квадратный метр кадра меньше, зато в них чувствуется работа, проделанная с поистине корейской старательностью. Эта дорама не исключение. Хотя отдельные сценарные ходы и показались мне не слишком удачными по задумке или исполнению, а из некоторых хотелось бы - и можно было бы - выжать гораздо больше, 8 я даю без всякой натяжки. Молодцы.