Оцените отзыв
Смутному времени нужен герой или Трактат о вере
Рецензия длинная, местами нудная, местами непонятная, поэтому:
Постоянная рубрика для тех, кто не осилил до конца:
Дораме «Иль Чже Мэ» твердая десятка. И не очень скромная рекомендация к просмотру для тех, кто еще не добрался. Мне кажется, каждый найдёт для себя в дораме что-то своё: и почву для размышлений, и отличный юмор, и прекрасную работу актерского состава, и продуманный сюжет, и ненавязчивую романтику, и историю становления героев, и просто усладу для глаз в образах главных персонажей.
Вы верите в сказки?
Нет, я не спрашиваю: любите ли вы их. Этот вопрос неуместен, ибо сказочные истории любят почти все.А вот верят в них немногие.
Дорама «Иль Чже Мэ» – сказка или правда? Почти неосязаемые намёки на действительность или явная фантазия на вечные темы? Может, просто очередная ничего не значащая история о «супермене в зелёных лосинах»? Наверное, все перечисленное, но, в то же время, что-то большее.
По сути, сюжет, персонажи, главные мысли, вложенные в сериал и на блюдечке с каёмочкой поданные, далеко не новы – и это ещё мягко сказано. Но есть что-то такое, что заставляет меня возвращаться к этой истории.
Наверное, то, что дорама, как мне кажется, пронизана верой. В лучшее, почти утопическое будущее. В справедливость. В близких людей. В нужность своих поступков, пусть ониоткровенно глупые. И в то, что небольшая кучка людей сможет побороть молчаливой забастовкой заржавевшую, но прожорливую машину власти. В идеалы, правильные методы борьбы и способы выжить. Вера в непоколебимое светлое, но такое разное для каждого из персонажей «завтра».
Вера, наверное, одно из самых однозначно-неоднозначных значений. Абстрактное и в то же время конкретное. Абстрактное, когда «много», и конкретное, если «один».
О вере спорят многие века, из-за неё предают, её навязывают, из-за неё убивают. Но и её предают, и из-за неё умирают. И о ней же рассказывают почти шёпотом при чуть тлеющих углях догорающего дня.
У каждого героя этого сериала своя вера. Каждый борется за своё «светлое завтра». Но их всех в итоге объединяет одно: новое «завтра» не наступит без перемен «сегодня». Будь то вера в своих детей. Или в спокойную семейную жизнь с бродягой-торговцем. Вера в то, что обманом можно перехитрить кого угодно. А правдой можно и победить.
Вера, проклюнувшаяся из ожиданий, выросшая из надежды, пропивавшаяся уверенностью, приводит к довольно опрометчивым, но решительным и меняющим действительность поступкам. Так рождается Всеобщая Вера. Удивительное единение, если не зацикливаться по отдельности на каждом. Неожиданные предпосылки каждого, если зацикливаться. И Вера, собравшая рядышком таких непохожих персонажей.
По сценарию где-то рядом маячит народный Герой, что «рассекает луну одним взмахом меча», ибо без Героя народ боится идти наперекор.
Народ придумывает Героя. Народ додумывает Героя. Народ вкладывает в Героя свою веру.
Герой - символ. Герой - надежда. Герой - ВЕРА.
Тачка с навозом и сливовая ветвь как предпосылки революции - «земля - крестьянам, фабрики - рабочим, котам - по миске сметаны!». Стрелы в безоружную толпу как попытка сохранить уже раскаченный маятник. Чем больше давление, тем крепче вера в Героя.
А у героя, между прочим, были свои цели. Герой-то, не будучи героем вообще, изначально мимо пробегал по своим важным и серьёзным делам, но был замечен народом и возведён в ранг спасителя Чосона.
Если уж по правде, герою-то изначально не до защиты обиженных и оскорбленных, и уж точно не до понимания чужой веры. Ему бы, исключительно из личных мотивов, настучать по головам титулованным бякам да отдохнуть после дел праведных за партийкой азартной игры в компании вкусного ужина и не менее «вкусной» красотки.
Но герой начинает понимать, что его геройские дела тесно связаны с простыми людьми. И что он от проблем своего родного «колхоза» никуда уйти не сможет. Не получится просто.
И именно тогда герой становится Героем.
Что меня приятно удивило, так это постепенное раскрытие каждого персонажа: успеваешь заметить даже мельчайшие штрихи в поступках и мыслях. Заметить, примерить на себя, поспорить или согласиться. Но поверить. Потому что герои не просто выдуманные персонажи, они объёмные и иногда слишком правдивые для сказочного сюжета.
Характеры героев перекликаются, заставляя выстраивать параллели.
Ён-Гём-Иль Чжи Мэ- три имени – один человек. Беззаботный оболтус-лис, маленький мудрец и всенародный спаситель. Три разных роли. Ребёнок-юноша-мужчина – три этих понятия в течение сюжета можно пасовать как угодно. Очаровательный персонаж.
Но Герой ли? Герой.
Потому что сумел защитить невиновного? Потому что владеет искусством боя на мечах? Потому что смирился со своей значимостью для других? Потому что отказался от многого в угоду спасения родного «колхоза»?
Наверное, нет. Наверное, потому что невиновный смог защитить и его. Наверное, потому что меч своеобразен. Потому что осознал и принял. Наверное, потому что не отказался от действительно важного.
Си Ху - непризнанный герой, так и оставшийся в тени. Неоднозначные поступки, решения. Одинокий ребёнок, преданный, но нашедший утешение в одном человеке. До последнего я не хотела его признавать, уж больно скучным он мне казался по сравнению с другими «братьями». Но иногда герою и нужно оставаться в тени, а спасать необязательно всю планету, а можно ограничиться парой-тройкой близких людей. Принимаю выбор этого героя.
Си Ван - интересный, не картонный, понятный герой. Глупый, противный и капризный. Да, он бяка последняя для тех, кого считает недостойным. Да, он подонок, готовый убить, если оно того стоит. Его хочется задушить ещё в колыбели. Но он никогда не погонит лошадь на ребёнка. И он пытался помочь следствию. Неоднозначный персонаж. Мне он даже чем-то приглянулся в некоторых моментах. В дружбе с Ёном, например, - он же искренне привязался к нему. Один из самых запоминающихся персонажей.
Све Доль – сельский дурачок. Очаровательный в своей мудрости. Мудрый в прозорливости. Прозорливый до ненужности. Но бесконечно переданный своей жене и детям. И любовь у него та самая, нереальная и всепрощающая. Самый любимый персонаж.
Пён Сик – трусливый, жадный, скользкий тип. Меняет точку зрения в зависимости от воли власти. Но! Он не выдал главный секрет, хоть ему это было выгодно: «я жадный человек, но не лгун». И ещё одно «но», уравнявшее чаши весов: любовь к своим отпрыскам. Конечно, премию «Отец года» не получит, но назвать его отрицательным персонажем язык не повернётся. Неоднозначный герой.
Прекрасная Дан - сильная женщина. Слишком сильная. Поэтому осознала все слишком поздно. Прекрасная. Недосягаемая. Стойкая. И бесконечно потерянная. Потерявшая многое, но в награду получившая большее.
Женщина, что приняла чужого ребёнка, но отдавшая - бросившая? - своё дитя чужим людям. Если есть возможность дать сыну жизнь, к которой тебе никогда не прикоснуться даже кончиком пальца, то на нытье отпрыска не будешь обращать внимания, правда? Особенно, если кто-то играет в чет-нечёт с жизнью и смертью. Конечно, нужно идти ва-банк, есть еще варианты? Персонаж, вызвавший безграничное уважение.
Бон Су и Ын Че - две девушки, выросшие в разных условиях. Одна – придорожный сорняк – хитрая, пронырливая, прозорливая, что репейником прицепилась к тому, к кому не следовало. Вторая – тепличная лилия – нежная, хрупкая, мало знающая о жизни вне ее маленького мирка, так тщательно охраняемого отцом и братом. На первый взгляд они, конечно, разные, а если присмотреться внимательно? Стойкость, смелость, ум – вот, что их объединяет. И пусть качества эти они используют по-разному, но результат вызывает уважение. Женские персонажи явно удались.
Бывший Ассасин и Ассасин на службе – клоун в отставке с тёмным прошлым и запрограммированная машина для убийств. Желание уйти от конфликта и слепая преданность. Бывшие друзья – враги в настоящем. Просто разные взгляды на вещи, знакомые с юности: раскаяние и твердая уверенность. Два персонажа, которых не могу отделить друг от друга, хоть и их «противостояние» далеко не на переднем сюжетном плане. Но все-таки клоуны с тёмным прошлым мне ближе, но оружие полезнее настоящее. Наверное, самая явная параллель дорамы.
Вы верите в сказки?
Нет, я не спрашиваю: любите ли вы их. Этот вопрос неуместен, ибо сказочные истории любят почти все. А вот верят в них немногие. Признаюсь, я люблю сказки, но с верой как-то плачевно.
Эта дорама помогла поверить. Неоднозначностью, параллелями, поднятыми вопросами, коим место больше в реальности. Уместной открытой концовкой и долгими размышлениями. Красотой сливы, упоминания тонкой нитью о которой окутывают сюжет. Реальность происходящего на экране не только помогла поверить в сказочность сюжета, но и каждый раз заставляет возвращаться к нему, пусть он уже изъеден и затерт. А ведь у меня еще и с историческими дорамами очень-очень плохо. Если уж это не талантливая работа съемочной группы, то тогда я в растерянности.
Пы.Сы. Сей трактат участвовал в конкурсе рецензий этого года, поэтому сильных поправок не вносила, ибо нечестно.
Дата публикации: 10.10.17