Отзыв на дораму Моя золотая жизнь

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

«Простота  наивысшая точка мудрости»© Юкио Мисима


«Я поняла, что я за человек и что мне нужно для счастья».


«Мою золотую жизнь» начинала из-за обычного интереса: что же так свело с ума корейцев, раз рейтинги столь велики даже для многосерийно-семейной и вечерней дорамы KBS? Действительно ли дорама так хороша? И так ли она хороша для некорейского зрителя тоже?

В рецензии я постараюсь ответить на все эти вопросы, благодаря которым читатель, надеюсь, сможет для себя решить, стоит ли «Моя золотая жизнь» просмотра и внимания.

1. Первое, что стоит разобрать, это факт, который был очевиден для любого уже после прочтения описания: здесь очень много типичных корейских штампов.

Одна из основных тем «Моей золотой жизни»  деление на богатых и бедных, плюс все вытекающие из указанной градации проблемы.

Всё это мы видели, и не один раз, во множестве других корейских дорам. Однако сценарист Со Хён Гён идёт, на удивление, по совершенно неожиданному пути: она, как исследователь, разбирающий на мелкие психологические детали все аспекты и штампы, которые так или иначе мы наблюдали в корейских драматических сериалах сотни раз. Типичное выступает в «Моей золотой жизни» настолько в ином свете, что происходящее действительно завораживает.

Стоит отметить, что «богатые-бедные» не единственный штамп, который Со Хён Гён анализирует своей психологической лупой. Здесь также присутствуют такие, казалось бы, набившие оскомину элементы, как любовь между мнимыми братом и сестрой (узнают об отсутствии родственных связей они достаточно быстро, и этот момент даже перестаёт казаться штампом), чебольские внутриклановые разборки, подмена детей, отношения между наследником конгломерата и обычной девушкой (и мешают им, конечно же, родственники первого). Продолжать можно бесконечно. Вы и сами при просмотре будете натыкаться на штампы, дивясь при этом тому, насколько под иным углом они преподносятся.

В «Моей золотой жизни» на первом плане  человеческие взаимоотношения и личностная рефлексия почти всех персонажей. Несмотря на тему с богатыми и бедными, дорама не особо социальная, она от начала и до самого конца настолько удивительно личностная, что вызывает стойкое узнавание у зрителя, и тот уже не в силах оторваться от происходящего на экране.

2. Несмотря на все вышеописанные плюсы, назвать повествование ровным  невозможно. В самом начале на зрителя сваливается столько штампов (снова про них, да), что он пока не готов разобраться в том, насколько удачно они доносятся,  количество элементарно пугает.

Лично я первые серий десять заставляла себя смотреть, уже зная непреложную истину корейских многосерийников  они крайне редко завлекают сразу же.

В общем, мучилась я, мучилась и, включая новую серию, постоянно думала, что вот  теперь уж точно последняя, больше не могу, брошуТак продолжалось серии до четырнадцатой, после которой я (буквально и не преувеличивая) не заметила, как дорама выходит на совсем другой уровень, как интерес уже просто неиссякаем, а о том, чтобы забросить, не было теперь и речи.

В чём же причина? Неожиданные повороты сюжета? Убийцей оказывается не дворецкий?

Отнюдь.

«Отнюдь»  то есть дело не в сюжете. Хотя и не сразу, но ты понимаешь  все до единого персонажи безмерно глубокие, неоднозначные, продуманные, и за ними хочется наблюдать до последнего.

3. В таких видах творчества, как кинематограф и литература, важными элементами хорошего результата являются продуманные персонажи, грамотное изложение (съёмка и слог соответственно на кино и лит-ру) и идея/проблематика.

Что касается идеи, то дело даже не в том, хорошая она или плохая (поскольку это достаточно условно), а в том, есть ли она вообще и насколько удачно автору удалось это донести до тех, кто с результатом творчества ознакамливается.

Я очень сильно не люблю, когда говорят, что дорама/фильм/сериал для тех, кто старше какого-то определённого возраста, или наоборот. Ровно насколько мне неприятно слышать, что школьные дорамы в моём возрасте  уже не комильфо, настолько же, должно быть, неприятно ищущим себя подросткам слышать, что какая-то картина не для их детского восприятия.

В общем, я правда противница такого рода высказываний, но тут вынуждена сказать: большинство моментов «Моей золотой жизни»будут понятны людям постарше. Дело не в скудности ума и биологической невозможности тех, кто не достиг какого-то определённого возраста, а в том, что основная идея, которую доносит сценарист, коснулась по большей части тех, кто уже хотя бы окончил вуз.

Непостижимого, на самом деле, в идее мало, из-за популизаторства она будет понятна даже десятилетке, но узнавание и полное сопереживание она вызовет у тех, кто через подобное проходил, и идея - это не что иное, как банальный поиск себя.

Поиск себя не профориентирующий (в этом направлении куда дальше ушли японцы), а переориентирующий.

Что делать, если из-за ярлыков капиталистического общества ты всю жизнь стремишься начать работать в большой компании и заработать как можно больше денег, но, достигнув этой вершины, понимаешь, что потерял себя? Что лучше  отучиться заграницей, если тебе это совершенно не нравится, но зато это престижно в обществе, или печь любимый хлеб, получая тем самым удовольствие, но натыкаясь на общественное неприятие?

В «Моей золотой жизни» простая, но вместе с этой простотой невыносимо сложная мораль: личность ни в коем случае не должна терять себя, ни в работе, ни в любимом человеке, ни даже в собственных детях.

Безусловно, для корейцев, которые помешаны на семейных ценностях и работе (и которые работают в неделю столько часов, что мы ужасаемся), все эти темы оказались почти интимными. Но и для нас подобные проблемы узнаваемы: разве мало кто в детстве мечтал, предположим, петь или играть на гитаре, а к тридцати годам погрузился в документооборот, перестал думать о счастье и просто существует изо дня в день?

4. В дораме какая-то безумная, безгранична интересная линия со старшим поколением, особенно линия с отцом главной героини.

Начиная смотреть, я ожидала семейной теплоты в стиле «Странного отца», но в «Моей золотой жизни» она оказалась куда более жизненной: да, от семейных посиделок в «Странном отце» тепло на душе, но «Моя золотая жизнь»  это именно что жизнь в чистом виде, где бывает не только хорошее, но и нейтральное, и плохое.

Дети здесь своих родителей любят, но позволяют себе в какой-то мере отвернуться от отца, который стал банкротом. Жена винит мужа. Муж винит себя. Старший сын винит весь мир вокруг. И всё это они держат в себе, до поры до времени, до катарсиса, который сметает всё вокруг.

Та часть сюжета, когда отец хочет пожить для себя, учится играть на гитаре и вспоминает себя молодым, когда у него тоже были мечты, совершенно отличные от зарабатывания денег для прокармливания детей, безгранично прекрасна в своей противоречивости.

Противоречивость в том, что крайне редко в Корее показывают таких отцов. Да, бывали отцы-жулики. Да, бывали отцы, ушедшие в другие семьи. Но так ли часто не в качестве антигероев выступали отцы, которые посвятили всю свою жизнь детям, а потом  бац, их переклинило, и они начинают думать лишь только о собственном благоустройстве? Ведь в восточно-азиатских сериалах и фильмах довольно редко с положительной стороны показывают героев, которые заботятся о собственном благополучии больше, чем о чужом.

Удивительно, что, получив дозу заботы, отец возвращается в семью. Таким образом сценаристка ставит точку не на полном отрыве от семьи, а на умеренном.

С иной стороны, в качестве антиподов нам показывают семью богачей. Родители там установили единственную форму взаимоотношений — тотальный контроль. Любые проблемы внутри замалчиваются, проблемы с внешним миром  решаются деньгами, муж и жена годами не обсуждают такую существенную проблему, как потеря дочери, а самое омерзительное то, что в погоне за ещё большими деньгами и ещё большей властью, все они разыгрывают представление перед дедушкой-председателем. Разумеется, ни о какой любви в такой семье не может быть и речи, но при этом даже здесь главный герой не бежит стремглав за главной героиней, не спешит вычеркнуть своё имя из семейного реестра и сбросить с себя многолетние оковы, потому что любая семья  это ещё и привязанность, помноженная на чувство ответственности.

5. Масштабных любовных линий всего две. Главная и преобладающая — всё же между До Кёном и Чжи Ан.

В обеих линиях нравится то, что персонажи не бросаются в омут с головой, а только начав встречаться, не думают о том, как бы сыграть свадьбу.

Даже в любовной части главной идеей выступает поиск себя. Своего рода отношения нового века + азиатское почитание семьи. Понравилось противоборство в главной героине: она очень хочет любить самозабвенно, но одёргивает себя: 1) ради себя самой и 2) ради семьи.

Есть здесь и демонстрация любви эгоистичной  как последствие влияния семьи, которое не смоешь: в глубине души До Кён уверен: Чжи Ан нужно просто завоевать, как и кресло председателя, к которому он всю жизнь стремился. В конце, правда, от этого очищаются, что делает финал ещё более невесомым, красивым и значимым.

В продолжении темы поиска себя хочу выделить один из самых знаковых моментов: До Кёна пришибает, когда Чжи Ан спрашивает, какая у него была мечта, помимо должности председателя. Этот момент  он вроде и простой, и слова вроде тоже простые, но именно тут и зарылась отправная точка, отталкиваясь от которой происходят дальнейшие события в жизни До Кёна.

6. По строгим продюсерским законам ЮК многосерийным дорамам KBS, за исключением разве что исторических, явственно недостаёт бюджетных средств. В «Моей золотой жизни» это особенно проявилось во внутреннем убранстве дома заявленных богачей. Плюс, как и в других дорамах 50+, заметно, что камера для съёмки не такая «новомодная», как в популярных мини, которые к тому же ещё рассчитаны на заграничный успех и заранее обречены на большее вложение денег.

В защиту «Моей золотой жизни» скажу, что камера здесь немногим всё же лучше тех, что были у её предшественников по таймслоту, как, в принципе, и операторская работа. Да, съёмка ощутимо хуже, чем в вечерних мини, особенно мини кабельных каналов, но содрогания не вызывает.

Тратиться здесь особо не нужно по той причине, что, во-первых, семейная многосерийная дорама и так обречена на высокие рейтинги, а во-вторых, как уже было сказано, они снимаются не с расчётом на продвижение корейской волны.

Данное явление порождает огромный плюс  привлекают для съёмок не айдолов и не тех, у кого за спиной явно кто-то стоит, а действительно талантливых актёров.

Самая главная блистающая звезда «Моей золотой жизни»  это исполнительница главной роли Шин Хе Сон. Ей можно тысячекратно вторить: «Браво!» Нет, серьёзно. Не помню, когда в последний раз столь сильно поражала игрой актриса нового поколения, не из мэтров.

Шин Хе Сон прочувствовала Чжи Ан на каком-то глубинном уровне. Она показала не просто преобразование и все изменения, происходившие в персонаже, но и там, где не было реплик, при помощи мимики и взглядов делала очевидными мотивы, побудившие к тому или иному поступку. Это было  не знаю, как ещё сказать,  мощно. Особенно хочется её похвалить за те моменты, когда она начинала плакать: ну, знаете, бывает же, что кадр сменяется и слёзы показывают сразу же, минуя момент начала плача; так вот, в случае с Шин Хе Сон такая раскадровка была не нужна  очевидно, потому, что плачет она без капель. Причём, плачет очень убедительно. И смеётся тоже убедительно. Вообще всё делает крайне убедительно.

В отношении Пак Ши Ху пойму, если будет не столь много похвалы от зрителей. Но нужно понимать, что персонаж До Кёна в самом начале  это апогей показной правильности, выгравированности даже какой-то. Ему это показать удалось. Но чисто на мой вкус, под конец ПШХ всё равно не додал  может, слишком вжился в первоначальный образ.

Все остальные актёры, особенно актёры старшего поколения, отыграли роли безупречно. (От На Ён Хи, играющую маму До Кёна, я порой не могла оторвать взгляд: удивительно живой, не идеальный персонаж, настолько же удивительно отыгранный.)

7. Вы видите жанр «драма»? Так вот, он стоит там не просто так.

Драмы действительно много. Очень. Но драмы, ходящей по тонкому льду и не переходящей в мелодраму.

На самом деле, драма  мой любимый жанр где бы то ни было (наравне с трагедией). Но в последнее время я смотрю такого рода картины не так часто, поскольку продуманной и грамотно поданной драмы, которая не скатывается в бездумные слёзы, с каждым годом всё меньше.

«Моя золотая жизнь»  это умная драма. Буквально лучик света в тёмном царстве. Она, как американские горки: то выводит тебя даже не на грусть, а на печальное какое-то сопереживание, то заставляет вздохнуть с облегчением, показывая, что жизнь продолжается. Такую тонкую подачу лично я крайне редко встречала в корейских дорамах.

В конце я хотела запихнуть красивую цитату, выписанную во время просмотра, но она удалилась. Суть её  помню точно  сводилась к фразе Чжи Ан о том, что она, как и До Кён, не может любить кого-то, не любя себя. Фраза  хороший ответ на все те недомолвки и непонятные некоторым зрителям расставания, и что самое интересное  этот ответ лишь один из множества.

Поскольку цитата удалилась, завершу небольшим обобщением: «Моя золотая жизнь»  это, как если бы кто-то взял все типичные штампы и наложил их на взгляды нового поколения. Это продуманная, неглупая, интересная история, с детально прорисованными персонажами и грамотно поданной идеей. И она интересна даже тем, кто ест вместо риса гречку, поскольку людские проблемы пугающим образом схожи не только в разные исторические этапы, но и в разных местах земного шара.

Автор: vekua
Аватар vekua
Все отзывы vekua 59
Все отзывы на Моя золотая жизнь
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 06.05.18

Меню