Оцените отзыв
Не зря отраслевых юридических наук всё больше: широта сфер жизни, охватываемых правом, почти столь же велика, сколько в принципе существует этих самых сфер. Делёжка наследства? Надо к юристу. Развод? К юристу. Химические отходы от завода угрожают жизни населения? К юристу. Кто-то «украл» вашу песню? Строительство дома напротив лишает вас права на получение солнечных лучей? Нерадивую мать нужно лишить родительских прав? Бегом к юристу!
Занимательно, что большинство людей, обращающихся за правовой помощью к профессионалу, порой сами не знают, чего хотят. Как говорит моя коллега, чем больше она общается с клиентами и выслушивает жалобы на родителей, повзрослевших детей и бывших жён/мужей, тем сильнее ей начинает казаться, что люди обратились за помощью не юридического характера, а психологического. Это неизбежно приводит юристов к профессиональной деформации — всех в разной мере, конечно, но тем не менее. Быть может, именно по этой причине в массовой культуре зародился типаж циничных адвокатов. В «Орлах юриспруденции» он тоже присутствует, но — браво сценаристу — образ главного героя проработан, выдержан от начала и до конца, а циничность преподносится не как некая данность, а как результат того, что ум и анализ позволили персонажу видеть людей во всей их красе.
Тот факт, что психология и человеческие взаимоотношения совершенно разного рода ярчайше раскрываются в гражданско-правовой практике, в дораме видно донельзя чётко. За это, честно, спасибо.
Я не особо люблю фильмы и сериалы про юристов, поскольку в большинстве из них любая юридическая профессия романтизируется: либо это люди чести, стоящие на службе добра и справедливости, либо, как уже было сказано, непревзойдённые циники (чаще всего такой участи подвергаются адвокаты). Первое — как минимум беспочвенная идеализация судебной ветви власти или правоохранительных органов, второе — факт, по неясным причинам преподносимый за данность, которую большинство режиссёров и сценаристов почему-то не хотят анализировать на более глубинном уровне.
Главное, что приходится понять практикующему юристу, вырывавшемуся из оков вуза, — это то, что в зале суда у тебя остаются только закон и доказательства. Поэтому, когда главный герой сказал именно такую фразу своей подопечной, я окончательно уверилась, что «Орлы юриспруденции» — нечто стоящее.
Суд не приходит к справедливому решению, он приходит к решению, основанному на законе, а о жизненных обстоятельствах он составляет картину наиболее вероятную, основываясь на приведённых доказательствах. Не знаю, вызвано ли это той самой профессиональной деформацией, но мне без конца казалось, что споры героев отчасти сводились к вопросу о том, какая истина должна устанавливаться в суде — формальная или объективная. Забавно, что этот же спор извечен у юристов-теоретиков. На вопрос о том, как именно должно быть, однозначный ответ дать довольно сложно (мне лично близка современная российская модель, прочно занявшая позицию золотой середины), но есть также и то, что уже установлено законом или иным источником (в большинстве стран работает принцип формальной истины), и Комикадо это принимает, что и позволяет ему выигрывать одно дело за другим. Именно то, что он избавил себя от поиска ответов на то, где же справедливость, делает его идеальным адвокатом.
Не спешите воротить нос. В утверждении о том, что справедливость в гражданском процессе отсутствует, нет пресловутого цинизма (уголовного в сериале было крайне мало, только поэтому оставляю его за бортом). Ответ на данную проблему в дораме даётся тоже.
Строго говоря, в большинстве гражданских дел лица… выясняют отношения. И то, что справедливо для одного, совершенно несправедливо для другого. В «Орлах юриспруденции» это видно особенно ярко: дорама без конца заигрывает со зрителем, заставляя взглянуть на любое дело с двух противоположных сторон.
Когда к опытному юристу приходит, предположим, жена, жалующаяся на мужа, не платящего алименты, или сын, винящий мать, которая не оставила ему причитающуюся долю наследства, в мыслях он не спешит сочувствовать. Ведь ещё вчера он выступал в защиту мужа, бывшая жена которого была отъявленной истеричкой, или в защиту матери, брошенную сыном много лет назад — тот ни разу её не навестил и лишь незадолго до её смерти вспомнил, что ему полагается как минимум половина родительского имущества.
Во многих сериалах, завязанных на юридической тематике, выбрать баррикады, на стороне которых правда, абсолютно не трудно. И именно это меня, как правило, и раздражает, поскольку, повторюсь, в жизни всё гораздо сложнее, неоднозначнее и путанее.
Если убрать гротеск и типично-японскую подачу, оставив только суть «Орлов юриспруденции», то мы имеем довольно серьёзное исследование и на тему того, что творится в обществе, в котором есть не только чёрное и белое, и на тему того, что из себя представляет зашита гражданских прав в суде. Сюжет поразительным образом не отходит от юридической тематики даже тогда, когда шагает в сторону психологии и социальных проблем: за этот баланс отдельное спасибо.
Рассматривая дораму не как широкомасштабное исследование, а как просто сериал, который либо интересен, либо нет, я всё равно буду до последнего утверждать, что эта картина — отличный показатель того, как ни на минуту не ограничивать зрительский интерес. Серьёзно. Это впервые, когда ни одно из дел, и, соответственно, ни одна из серий, не были скучными.
Несомненный плюс заключается также и в том, что в дораме непревзойдённый юмор, высмеивающий как человеческие пороки, так и типичные клише (все шутки на тему «героиня асадоры» забавляют до сих пор), идеальное музыкальное сопровождение, как бы подчёркивающие то или иное действие на экране, и безупречная игра актёров, которые могут за один миг переключиться с комедийной пародийности на вполне серьёзную драму (и наоборот).
Главное, что меня пугало из-за описания дорамы, — как бы она не оказалась одной из тех, где главный герой меняется под натиском мира, добра, любви и просветления, исходящей от Не Такой, Как Все. Маленький спойлер: такого не будет. Пару раз вы будете думать, что всё, вот они изменения, но в следующую секунду вам покажут обратную сторону медали — на этом завязан едва ли не весь сюжет. И даже в те моменты, когда вы посчитаете, что у главного героя тоже есть идеалы, запрятанные где-то в глубине души, не спешите умиляться: в следующей серии он наверняка будет делать всё исключительно ради гонорара. (Идеалы-то наверняка есть, я это не отрицаю, просто подчёркиваю двойственность.)
«Орлы юриспруденции» — как американские горки, где зрителя тянет то вверх к идеям гуманизма и социального прогресса, то вниз — к пугающей, но всё же действительности, которую нужно учиться принимать. Всё это в соусе из отличного юмора и интересного сюжета.
Пройти мимо такого — просто невозможно.
Дата публикации: 12.05.18