Отзыв на дораму Товарищ Ким отправляется в полет

Оценка автора: 5/10
Дата написания:

Оцените отзыв

Люблю северокорейские фильмы!!! И не люблю писать рецензии на то, что мне не нравится. Почти никогда этим не занимаюсь. Писать надо о том, что любишь, что нравится, что душу греет. Стоящих фильмов всегда меньше, чем нестоящих, а того, что не нравится, всегда гораздо-гораздо больше, чем того, что нравится. Потому энергию и время надо тратить на признания в любви к хорошим фильмам: пусть у них зрителей прибавляется!

Однако в этот раз то, что категорически не понравилось, оказалось слишком тесно связано с тем, что люблю… Потому почувствовала необходимость написать.

Известные мне северокорейские комедии были уже пересмотрены, на трагедии в тот раз настроения не было… И тут попалась под руки комедия "Товарищ Ким отправляется в полёт". Вдохновляющее описание, красивая афиша, незнакомое прежде сочетание северокорейской и зарубежной режиссуры, сравнительно недавний год выпуска — всё заинтересовало и привлекло.

Начинается фильм, конечно, красиво! Прямо-таки поэтично. Мультипликационная вставка с красивыми пейзажами и надписями… Затем — сцена на зелёном лугу с белым голубем и с нарядными мамой и дочкой, которая хочет летать… Как открытка или картина на выставке северокорейской живописи. Начало замечательное! Да и в дальнейшем фильм остался таким же восхитительно красивым. Но в то же время проявились некоторые досадные черты, которые перечеркнули желание любоваться и дальше на эту красоту.

Характерный стиль любого северокорейского фильма — "лирический плакат". В нём непременно присутствуют какие-нибудь девизы или высказываются правильные идеи. Это, в принципе, хорошо. Частенько в дополнение к идеям звучит, и к месту, и не к месту: "Да здравствует наш почитаемый Вождь!" (многовековая корейская традиция яркого демонстрирования своего почитания старших по возрасту и по званию, особенно правителей, в наше время получившая в КНДР социалистическую окраску). Таковы уж традиции этого народа. Но при этом атмосфера и от актёров, и от всего фильма в целом идёт приятная, тёплая, душевная. А в не-военных фильмах — даже по-особому дружелюбная, миролюбивая. Какая-то внутренне спокойная и уравновешенная. Пропагандируется отношение друг к другу уважительное, дружное, с взаимопомощью ("Человек человеку — друг, товарищ и брат") и прославляется труд. Причём всё это — не только в словах и в действиях, но и в самой атмосфере — той неуловимой вещи, которая очень многое может и выявить, и внушить даже без помощи слов и ярких жестов. В общем, северокорейское кино — это особый мир, в котором есть свои недостатки и свои достоинства, причём достоинств куда больше, и за них невозможно не любить кино Северной Кореи.

Так вот, "Товарищ Ким отправляется в полёт" — фильм не из этого мира. Точнее, недостатки этого мира в нём налицо, а вот достоинства куда-то исчезли. Чем дальше, тем больше фильм производит впечатление даже не образцово-показательного парадного плаката, далёкого от трудностей реальной жизни, а нарядной конфетной обёртки, которую разворачиваешь — а конфеты-то и нет!

И начинается этот "горький катаклизм" с образа главной героини. В начале фильма она смелым прыжком взлетает над забором… и зритель успевает перепугаться за бедную маленькую девочку, которой предстоит рухнуть вниз и как минимум набить себе больших шишек, но тут сцена сменяется, и главная героиня предстаёт уже выросшей, юной девушкой-красавицей, работницей угольной шахты, которую все дружно поздравляют с большими успехами в труде. Как она уцелела в предыдущей сцене, остаётся загадкой. А ведь могли бы показать — это ничуть не испортило бы впечатления, наоборот: первые взлёты и падения, первые трудности на пути маленького человека, которому в жизни предстоят большие свершения. Впрочем, это всего лишь небольшое упущение, это — только цветочки, а ягодки ещё впереди.

Взрослая главная героиня, выдающаяся шахтёрка, выглядит и ведёт себя так, будто шахты в глаза не видела. Хотя характер у неё пробивной, но в ней нету той внутренней силы, которая есть у людей, добывающих свой хлеб нелёгким трудом: от шахтёрки у неё только каска, форма да немного угольной пыли на лице, а в душе — ничего от простой работницы из провинции. Актриса не смогла прочувствовать эту атмосферу, а три режиссёра — северокорейский, бельгийский и великобританский — не сумели ей помочь: у трёх нянек дитя без глазу. Похоже, что даже наоборот: они её вконец задёргали своими противоречивыми требованиями и задавили своими авторитетами. От этого образ главной героини стал каким-то неестественным, фальшивым. Кланяется она не так, как в других северокорейских фильмах — спокойно, с сохранением своего достоинства, — а как-то… как мышь, которая хочет прошмыгнуть. Врёт эта положительная героиня легко, очень ловко и без запинки, как только ей хочется чего-то срочно добиться, а честным путём добывать ей кажется долго и трудно. Причём это враньё возникает не из-за опасностей или неодолимых железных запретов, — всё в её жизни преодолимо при труде и терпении, вот только она не любит трудности, следует своим желаниям в духе "вынь да положь", потому и ищет лёгких путей. Это как-то не вяжется с образом выдающейся шахтёрки, которая удостоилась портрета на обложке журнала: в шахте нужны совсем другие качества характера. А ведь люди вокруг неё хорошие. Становится жалко их, когда она их обманывает. Люди столько раз ей помогали бескорыстно, просто так, как человек человеку, а она… Впрочем, ничего зловредного она им не делает, — так, морочит голову по мелочи, никакого ущерба не нанося. Но всё равно это неблагодарно. А когда над ней один человек посмеялся (в общем-то, за дело, но грубовато) и она решила ему "дать сдачи" (тоже в общем-то, правильно), в её глазах и в голосе появилась такая жёсткость… будто она собирается отомстить невесть какому злейшему врагу. Вот такая красавица главная героиня.

А она действительно красавица. Чем-то напоминает нашу красавицу Наталью Варлей в фильме "Кавказская пленница". Может, "Кавказскую пленницу" брали за образец, когда снимали этот фильм? Только наша Наталья Варлей не была такой забеганной и затюканной, как эта бедняжка — северокорейская актриса с тремя режиссёрами. Гайдай умел быть и строгим, и поощрять инициативу артистов. А три режиссёра этого фильма, видно, никак не могли друг с другом договориться, что и сказалось и на игре актрисы, и на атмосфере фильма в целом.

Добросовестно и внимательно, без перемоток и отвлечений, просмотрела я около получаса и добралась до того момента, где главная героиня придумала себе сестру-близняшку в качестве прикрытия. Тут мне вконец стало грустно, и я бросила это дело. Потому не знаю, что дальше стало с главной героиней. Может быть, дальше по ходу фильма найдётся добрый человек, который перевоспитает её в лучшую сторону (хотелось бы на это надеяться). И конечно же, у фильма будет красивый счастливый конец, исполнится мечта главной героини стать воздушной акробаткой, и наверняка она встретит свою любовь. Но только всё это уже… неинтересно. Потому что нет желания сочувствовать. Не верится, и всё. Ни одна миловидная лгунишка из южнокорейской романтической комедии не выглядела такой фальшивой, как эта одновременно ушленькая и беленько-пушистенькая мечтательница с северокорейского лирического плаката. В фильме остались некоторые типичные северокорейские черты: парадная красивость, дисциплинированная зажатость, подчёркнутая образцово-показательность во всём… но исчезли северокорейская искренность и северокорейская душевность. Исчезло то, что делает северокорейские фильмы настоящим искусством. Сколько бы ни критиковали плакатность, а хороший плакат не создашь без души.

А теперь о хорошем.
Эпизоды с воздушной акробатикой красивы и интересны. Спасибо артистам цирка!
Все платья и костюмы очень красивы. Спасибо костюмёрам!
Съёмки достопримечательностей Пхеньяна смотрятся шикарно. Спасибо операторам!
Рисованные вставки-мультяшки радуют глаз. Спасибо художникам!
Актёры симпатичные. Приятно смотреть на их лица.
Вот и всё хорошее...

Это первый фильм КНДР, в работе над которым приняли участие режиссёры из Бельгии и Великобритании. Что ж, первый блин комом. Он демонстрировался на XII Пхеньянском международном кинофестивале, и там ему дали приз за лучшую режиссёрскую работу. Где она, эта режиссёрская работа? Не видать. Из вежливости, наверное, дали приз: как-никак, заморские гости приехали из такой дали, столько тут работали, и вообще это политический момент... Конечно, нужно налаживать хорошие отношения с западными странами, и совместные кинопроекты — это дело дипломатического значения. Всё это хорошо и правильно. Но нельзя же жертвовать ради этого своим искусством, своей культурой! Из-за рубежа надо приглашать тех специалистов, кто способен хотя бы в какой-то степени почувствовать и понять непривычную для него культуру, и кто относится к своим творениям, как к искусству, а не как к продукту индустрии развлечений. При встрече двух миров, гармонично дополняющих друг друга, получаются шедевры. А если скрещивать ужа с ежом, не может выйти ничего красивого и ничего полезного.

P.S. В том же 2012 году Северная Корея создала прекрасный фильм "Другая сторона горы" по сценарию американского корейца. В 2014 году выпустила диск с концертом танцевального ансамбля "Ванчжансан", который блестяще исполняет чечётку и в стиле русского "яблочка", и в стиле американского стэпа, но всё на свой северокорейский лад. В 2016 году создала 20-серийный мультфильм "Ко Чумон" о герое корейской древней истории, сделанный в технике компьютерной 3D-графики. По сей день северокорейские художники рисуют прекрасные полотна в разных техниках. Столичные северокорейские музыкальные ансамбли играют на новейших электроинструментах, исполняя аранжировки мировой классики и знаменитых современных песен. Всё это — настоящее искусство. Северная Корея не стоит на месте, а осваивает новые технологии самым активным образом, создавая при этом прекрасные произведения и в то же время не теряя своего колорита и своей души. "Товарищ Ким отправляется в полёт" — не показатель уровня нынешнего северокорейского кино, а неудачный эксперимент, хотя и официально признанный, и получивший приз. Как говорил Аркадий Райкин, "дважды народный, трижды лауреатный, всемирно известный… фамилию забыл…". Хотелось бы, чтобы Северная Корея больше не пыталась приобщить своё кино ко всемирной "индустрии развлечений", а приглашала бы в соавторы только настоящих творцов. За гармоничным "сплавом" достижений культуры и искусства разных народов мира — будущее.
Пока ничего нет, Обсудить
Автор: Иль Дже Ми
Аватар Иль Дже Ми
Все отзывы Иль Дже Ми 42
Все отзывы на Товарищ Ким отправляется в полет
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 20.01.19

Меню