Оцените отзыв
Бывают такие дорамы, которые чуть ли не сразу после просмотра тянет пересматривать опять. Казалось бы, ничего экстраординарного и необычного, но чем-то они цепляют тебя за живое, заставляют неотрывно следить за происходящим на экране и с нетерпением ждать каждой новой серии. А ещё оставляют после себя безумно тёплое, уютное и светлое послевкусие. Именно к таким дорамам для меня относится «Мой ID - Красотка из Каннама». Сюжет кажется довольно простым, лёгким и непритязательным, но в то же время ненавязчиво затрагивает и поднимает на поверхность весьма непростые и неоднозначные вопросы. Пластические операции, приемлемо ли это? И в каких случаях, если да? Что такое красота? Какая она бывает и так ли она вообще важна для счастья в жизни? Если хотя бы один из этих вопросов резонирует с вашими взглядами на жизнь или хотя бы с текущим настроением, то вам вполне может понравиться эта дорама.
Сразу скажу, что одноименную манхву я не читала, но собираюсь это сделать в будущем, когда она будет полностью переведена хотя бы на английский и когда появится на неё время. Пока что оцениваю дораму исключительно как самостоятельное произведение.
Сюжет развивается довольно неспешно, размеренно, без особых интриг и скандальных расследований. Как по мне, главный акцент сделан именно на отношениях героев друг с другом, их личностном росте и взрослении. И как фон – затрагивание проблемы культа красоты в обществе, но об этом немного позже. Герои меняются также постепенно: медленно, но верно. При этом всём дорама на удивление смотрится на одном дыхании, довольно волнительно и без особых провисаний, потери интереса под конец. Больше всего экранного времени отведено главным героям, развитию их взаимоотношений, хотя второстепенные герои получились не менее яркие, самобытные, правдоподобные и от того близкие для зрителя:
Это естественно далеко не полный список, а только те, кто больше всех запомнился и привлёк моё внимание. На деле их больше, они взаимодействуют между собой, соответственно созданным для них характерам, и вносят свою собственную маленькую лепту в развитие повествования. И что более важно каждый из них помогает раскрыть ту или иную проблему (например, сексуальные домогательства, булинг, сталкинг, распространение сплетен, дедовщина в универе, жизнь успешной в карьере женщины с патриархальным до мозга костей мужем), вынести её на поверхность (при том, что о подобном, как правило, в обществе не говорят, пытаются замалчивать) и как минимум обратить внимание на её существование. При этом выглядит это всё более-менее естественно, как кусочек реальной студенческой жизни, а не сборной солянкой штампов, притянутых за уши и вставленных для галочки.
Главные же герои мне особенно полюбились. И лично для меня их в этой дораме было три – Ми Рэ, Гён Сок и Су А. Образ У Ёна получился бледноватым на их фоне и скорее вспомогательным, поскольку он просто в нужный момент помогал героям и своими действиями (не всегда осознанно) подталкивал их к лучшему пониманию себя, осознанию своих истинных чувств. Хотя сонбэ из него получился крутой, не могу сказать, что Квак Дон Ён плохо сыграл.
Кан Ми Рэ – девушка, всю свою сознательную жизнь до поступления в университет подвергавшаяся травле из-за своей внешности и решившая полностью изменить своё лицо, дабы вырваться из этого порочного круга и начать жизнь заново с чистого листа. Стоит ли её винить за то, что она обратилась к пластическому хирургу и изменила всё, что только могла, на лице? Я считаю, что нет. В сложившейся ситуации для неё это вполне естественный, закономерный выбор. Пластические операции – это приемлемо, особенно если внешность человека мешает ему жить, отравляет его существование в обществе. И если это не превращается в итоге в навязчивую манию, одержимость, постоянное желание бесконечно менять себя в угоду быстро меняющимся трендам красоты. Почему нет? Как говорила сама Ми Рэ где-то в начальных сериях:
«Жертвы мечтают не о победе в борьбе с кем-то. Они мечтают перестать быть жертвами».
И это прекрасная цитата, отображающая в полной мере ситуацию, в которой оказалась эта девушка. Я уважаю её выбор и её смелость, хотя главная проблема конечно не в ней и её внешности, а в обществе, его ценностях и навязываемых им взглядах на жизнь и самих себя.
Кроме того, на примере Ми Рэ в этой дораме показаны не только проблемы с внешностью как таковой, которые относительно легко исправить с помощью пластики, а нечто намного более разрушительное и подавляющее – психологические проблемы, связанные с самоощущением себя и собственной внешности. Постоянная внутренняя неуверенность, некоторая мнительность (кажется, что все вокруг обращают на тебя внимание, беспрерывно тебя обсуждают), боязнь быть непринятым и навязчивое бессознательное желание нравиться всем. А ещё неотступное желание не особо выделяться и по возможности не привлекать к себе особого внимания, быть как все и жить обычной жизнью. Всё это очень хорошо отображается в поведении Ми Рэ, хотя некоторые комментаторы и воспринимали это часто просто как заторможенность и эмоциональную замороженность героини. Нет, это скорее защитная психологическая реакция, когда человек пытается закрыться, отгородиться от окружающих за воображаемой стеной, уберечь себя от нового травматического опыта. И от такого внутреннего самоощущения не избавиться исключительно с помощью пластики. Уверенность в себе и понимание того, что на самом деле имеет значение только мнение близкого круга любимых и друзей, а не всех окружающих (всем всё равно не угодишь, да и зачем растрачивать на это свои силы), приходит только со временем и с опытом. Именно это постепенно и происходит с Ми Рэ. Эти изменения могут быть не столь явными и очевидными на первый взгляд, но они всё же есть: Ми Рэ в конце по моим субъективным ощущениям весьма отличается от той зашуганной девушки, которую мы видим в начале. Медленно, но уверенно она меняется. Понемногу появляется смелость, решительность и явственные намёки на внутренний стержень. По идее здесь ей должен был бы помочь толковый психолог, но в принципе вместо этого ей удается справиться с поддержкой своей семьи, друзей и конечно же Гён Сока.
Им Су Хян отлично справилась с этой ролью. Своей игрой она подарила мне возможность почувствовать всю гамму оттенков и нюансов неоднозначных чувств и эмоций героини. Не знаю, правда ли у неё именно такая внешность (особенно нос) или же это грим, но по внешности она тоже идеально вписалась в образ Ми Рэ.
До Гён Сок – настолько красивый (ну и ещё и из богатой семьи) парень, что его часто принимают за какую-то начинающую знаменитость. Хотя ему самому эта пресловутая красота только портит жизнь, поскольку окружающим на самом деле плевать на его личные чувства и желания – они хотят сблизиться с ним в большинстве случаев имея скрытые мотивы и только из-за его милого личика (покупаться в лучах его красоты и славы, так сказать). Такое потребительское отношение к себе (причём даже со стороны родного отца) расстраивает, вызывает неприязнь и отторжение, что вполне естественно. Наверное, по большому счёту именно из-за подобного Гён Сок ещё с юношеского возраста становится замкнутым и нелюдимым, почти ни с кем не общается и никуда ни ходит, утомлённый постоянным неусыпным вниманием к своей персоне, как только он появляется в поле зрения окружающих. Он пытается ни с кем особо не сближаться и осознанно держится на расстоянии ото всех. Хотя в глазах окружающих подобная отстранённость выглядит в основном как крутость, независимость, пофигизм, что только дополнительно подогревает интерес к его персоне и добавляет ему очков незаурядности, неординарности. На самом же деле Гён Сок во многом незрелый, немного инфантильный и чудаковатый, даже при том, что решительности, внутреннего равновесия и спокойной уверенности в себе ему не занимать. И эти черты его характера раскрываются у него уже после сближения с Ми Рэ.
Его персонаж – это как попытка взглянуть на мир с противоположной для Ми Рэ перспективы, точки зрения. Оказывается, родиться красивым – это совсем не рецепт счастливой жизни, а во многом даже наоборот. Потому что как раз-таки из-за своей исключительной красоты Гён Сок не может жить обычной жизнь, не делает многого из того, чем совершенно нормально заниматься в его возрасте. Ходить куда-то с друзьями, много общаться с теми, у кого похожие интересы, влюбляться в конце концов и так далее – в общем, вести активную социальную жизнь. Для него это далёкий и незнакомый мир. И, как ни странно, именно в этом они с Ми Рэ так похожи – оба аутсайдеры. И, наверное, поэтому же Гён Сок обращает внимание на Ми Рэ ещё в школе, где они учились вместе. Эта похожесть их негласно сближает.
С Чха Ын У я, честно говоря, столкнулась впервые, но, как по мне, ему с блеском удалось отыграть эту роль. Казалось бы, постоянно каменное, ничего не выражающее лицо, но глаза внимательные и живые. Я не особо падка на красавчиков. Здесь же то ли роль писалась словно для него, то ли он и вправду настолько талантлив, но мне удалось полностью проникнуться многогранностью его персонажа, по-своему его полюбить.
Романтика между этими двумя получилась несколько неловкая, поскольку для них обоих это было первое серьёзное чувство. Но от этого не менее трогательная, нежная и красивая. То, как Гён Сок смотрел на Ми Рэ практически с самого начала… И как мило они оба смущались. Не могу понять тех, кто писал, что между ними нет химии. Как по мне, то между ними почти сразу искры начали летать. И это при том, что, увидев этих актёров отдельно, в жизни бы ни сказала, что они будут хорошо смотреться. Своей игрой они убедили меня в обратном на все 100 % (и даже немного сверху). Плюс ко всему, как персонажи они оба, можно сказать, помогли друг другу выползти из ямы отчуждения к миру, отстранённости, помогли принять себя и свое отношение к миру и самому себе, вырасти. Если конкретнее, он помог ей обрести уверенность в себе, смелость, подтолкнул к пересмотру своих взглядов на важность красоты (особенно внешней), она ему подарила возможность заново построить отношения с матерью. На удивление гармоничный союз получился.
Хён Су А позиционируется как идеально красивая от природы (без всяких пластических операций и прочих ухищрений) девушка. Она мила и приветлива со всеми без исключения. Строит из себя наивную и невинную глупышку, хотя, как довольно быстро понимает зритель, это всего лишь видимость, удобная маска. На самом деле Су А умело манипулирует чувствами и эмоциями окружающих, чтобы постоянно как бы невзначай оказываться в центре внимания, купаться в лучах всеобщего внимания и обожания, выставлять себя в выгодном свете, а других популярных девушек (Ми Рэ, например) – наоборот, аккуратно подставлять. Этот персонаж – яркий пример того, насколько удобно (по крайней мере до поры до времени) для молодой девушки использовать свою внешность как ресурс, чтобы добиться успеха и признания в жизни. Это работает, как позитивное предубеждение: люди намного более склонны верить, что красивые внешне индивиды обладают не только привлекательной внешностью, но и позитивными чертами характера. Хотя долго ли удается дурить головы окружающим? Да и какой ценой?
Су А думала, что сможет находить подход к любому парню, использовать его в своих целях и потом выходить сухой из воды, строя из себя невинную, ничего не понимающую глупышку или жертву, если понадобится. Но в итоге она сама попала в свою же ловушку. Её красота и привлекательность обернулись против неё самой, а она утратила контроль над ситуацией. Рано или поздно это должно было произойти. Должна признать, что по началу этот персонаж раздражал и бесил меня до зубовного скрежета. Однако, после того, как зрителю раскрыли более подробно прошлое Су А и её мотивы… Это, пожалуй, один из немногих случаев, когда меня почти не покоробило перевоспитание обидчика, превращение его (вернее её) в жертву обстоятельств, в какой-то решающий момент не сумевшую найти правильный путь, но в конце концов таки осознавшую свои ошибки. Я бы сказала, что Су А в итоге тоже оказалось жертвой существующей системы фетишизации, превращения в культ красоты в обществе, как и Ми Рэ с Гён Соком.
Итак, красота – благословение или проклятие?
В этой дораме отлично показано, что красота – далеко не всегда благо (даже скорее наоборот). И красивые люди редко бывают по-настоящему счастливы из-за своей красоты. Я уже немного коснулась этого вопроса, когда писала о Гён Соке. Но, наверное, ещё более яркий пример – мама Гён Сока На Хэ Сон.
«Красивый цветок… Тогда я не знала, что эти слова в итоге сломают меня».
Как она сама рассказывала Ми Рэ, Хэ Сон с детства привыкла чувствовать повышенное внимание окружающих к своей персоне и даже понемногу пользовалась этим, поворачивая ситуацию себе на пользу (хоть, видимо, не так цинично и подло, как это делала Су А). Она вышла замуж за богатого и успешного человека, заметившего её в первую очередь именно из-за её красоты. Для большинства людей это скорее всего выглядит, как идеальный сценарий будущей счастливой жизни. Чем же это для неё обернулось на самом деле? Золотая клетка и постоянный контроль со стороны мужа, пытающегося заставить её бросить успешную карьеру и любимое дело ради детей и «создания домашнего уюта» (вместо того, чтобы поддержать её и помочь расправить крылья). Дальше ещё хуже. Её жизнь превращается в настолько невыносимый ад, что единственное, что ей остаётся, чтобы выжить, не потерять себя – это уйти от мужа и даже оставить своих двоих детей. А потом собирать свою разрушенную жизнь по кусочкам. Пронзительный, невероятно сильный и мудрый персонаж, не единожды сыгравший особую роль в судьбе Ми Рэ (ну и само собой Гён Сока, поскольку она ко всему прочему его мама).
Не могу не отметить также то, что почему-то именно по отношению к внешности и поведению девушек, женщин в обществе существует больше всего правил и стандартов. Если говорить прямо, для девушки самое важное в жизни – внешность. Это её основной капитал. Именно по этому критерию её будут оценивать в первую очередь, где бы она не оказалась. Грубо говоря, девушки воспринимаются как красивый или не очень товар, мяско на ножках, «продукты в демонстрационном зале» (со слов Тэ Хи), даже в тех сферах жизни, где внешность, казалось бы, вообще не должна иметь какое-либо значение и на что-то влиять. Ну и поведение естественно тоже требуется «женственное» – с приклеенной улыбкой, милое, няшное, невинное и скромное. И как ты, будучи девушкой, не старайся переломить этот порядок вещей, «повыпендриваться», тебя всё равно будут планомерно и со вкусом ставить на место. С помощью обесценивающих комментариев, непрошенных советов. А если попытаешься всерьёз повозмущаться, наступит время для коронного приёма парней-придурков: «Ну мы же пошутили? Что это вы, девушки, такие чувствительные, взбесились внезапно ни с того ни с сего?». Ах, да. Ещё больше удручает то, что есть девушки, которые прекрасно себя чувствуют в существующем порядке вещей, без труда подстраиваются под придуманные правила игры и поощряют их дальнейшее использование (та же Су А). И это как будто дискредитирует голоса всех те, кто не согласен так жить и хоть как-то выражает протест против этого всего. Что-то вроде: «Да вы просто неправильные девушки. Смотрите, вот этим вот всё нравится» или «Вы просто завидуете, потому что недостаточно красивые/успешные/…». Мерзко и обидно.
Но что самое интересное для меня, красота – это всегда коварная ловушка, из которой в итоге оказывается очень сложно выбраться. Потому что, когда ты некрасивый(-ая), тебя будут постоянно из-за этого унижать, давать непрошенные оскорбительные советы и всё такое. Но даже если при этом ты попытаешься измениться, чтобы соответствовать общепринятым стандартам красоты, то, во-первых, сколько не стремись, тебе никогда не достигнуть идеала (на твою долю остаются только страдания в бесполезных бесчисленных попытках его достичь). И, во-вторых, тебя всё равно так же само будут судить и унижать окружающие за твои попытки вписаться в существующую систему («твоя красота ненастоящая, искусственно созданная», «ты отбираешь хлеб и возможности у от природы красивых людей и обесцениваешь их настоящую красоту своей искусственной»). Именно это и случается, например, с Ми Рэ. Она попадает в эту ловушку из-за своего полностью переделанного с помощью пластики лица. Как же ей удаётся вырваться из этого порочного круга? И удаётся ли? Сценаристы вроде как подводят зрителей к тому, что важным становится осознание: внешняя красота – просто мишура и на самом деле имеет значение не фантик конфетки, а её начинка. С этим я безусловно согласна. Но я бы пошла немного дальше в этом вопросе.
Чтобы избавиться от этого порочного круга, стоит отказаться от самого понятия «красота». Потому что пока оно существует обязательно будет существовать и иерархия красивости, идеалы красоты и всё остальное. Дисклеймер: это не значит, что всем девушкам стоит забить на себя, перестать за собой ухаживать или что-то наподобие. Нет. В моем понимании, это всего лишь подводит нас к тому, что, во-первых, красота человека (особенно женского пола) утратит свою исключительную значимость (его перестанут по ней встречать). Его будут оценивать по чему-то другому (профессионализму, приятности в общении и т. д.). И, во-вторых, люди перестанут гнаться за недостижимыми идеалами так называемой красоты, поскольку все они по-своему уникальны и в любом случае не стоит грести всех под одну гребёнку. Возможно ли это? Пока что всё это выглядит больше похожим на какой-то утопический мир. Но я надеюсь, что когда-нибудь в будущем люди станут достаточно осознанными и мудрыми, чтобы понять и принять подобные изменения без всякого «это наши традиции; так всегда было и должно быть; так принято». Всё меняется. И если что-то (неважно материальное или ценностное, неосязаемое) приносит людям вред, то, очевидно, это стоит хотя бы попытаться изменить.
В итоге, для меня лично эта дорама не просто получает оценку 10 из 10, но и попадает в любимые. Я не устаю время от времени её пересматривать. Ведь несмотря на поднятие на поверхность столь важных, не всегда очевидных и однозначных, сложных проблем, она не теряет своей поразительной лёгкости, простоты, увлекательности. Однозначно рекомендую к просмотру)
Дата публикации: 29.03.19