Многие хвалят и ругают эту дораму за одно и то же: и за сюжет (интересный и насыщенный или слишком запутанный), и за игру актеров (достоверно лаконичная или недостаточно эмоциональная). Мне же и то, и другое кажется второстепенным по отношению к главной изюминке: Дабл Ю — это первая на моей памяти дорама, полностью выдержанная в формате метафикшна.
У метаповествования есть несколько излюбленных приемов, которые нынче используются повсеместно: это и рекурсия, и игривые взгляды в четвертую стену, и пресловутая "матрешка". Ими как раз сегодня никого не удивишь: Бундо из Мужчины королевы Ин Хен читает в летописи описания собственных действий, в Для тебя во всем цвету перед персонажами, которых играют артисты SM, выступают другие артисты SM, персонаж Гон Ю из Токкэби смотрит в кино фильм со своим же участием. Обычно, впрочем, такие приемы остаются на уровне заигрывания со зрителем и редко выполняют какую-то сюжетообразующую функцию. В Дабл Ю же они не просто выстраивают сценарий, но и помогают нам с персонажами рефлексировать о жанре в целом.
Пример. Ёнджу, неожиданно попав в мир комикса впервые, так же неожиданно возвращается из него в реальный мир. Во второй раз "выталкивать" ее обратно манхва не спешит, и Ёнджу методом проб и ошибок пытается найти выход из сложившейся ситуации. По факту на экране девочка делает глупости, чтобы удивить главного героя. По сюжету — она понимает, что с окончанием главы закончится и ее пребывание в комиксе, и всячески старается этот момент приблизить. На метауровне сценаристка вместе с нами рассуждает о механике выдуманного мира: как тот крутится вокруг главного героя и его эмоций вплоть до того, что за пределами его фокуса внимания время течет по-другому; как отличается физика и логика мира нашего и мира созданного; на какой ноте обычно обрываются серийные произведения.
Больше всего о комиксах здесь раздумывает Кан Чоль, что неудивительно — это мы тут исследуем жанр, а он выявляет правила, по которым работает его жизнь. Любопытно, впрочем, то, что он делает это еще до того, как узнает правду об иллюзорности своего существования — стреляет в Ёнджу, проверяя гипотезу о ее происхождении, шантажирует в тюрьме, заставляя использовать правила перемещения из мира в мир.
Интересно и то, как герои дорамы выученные правила используют. Персонаж исчезает, если отклоняется от своего предназначения? Узнав это, Кан Чоль спасает свою подругу, переставшую быть главной героиней, дав ей новую цель в жизни, а злодей пытается убить Кан Чоля, сделав из него неподходящего главного героя.
Это, кстати, тоже огромный плюс Дабл Ю: правила мира здесь универсальны и аксиомны, они работают и для главного героя, и для антагонистов, и для автора, и абсолютно любой сюжетный поворот можно этими правилами объяснить. Ко второй половине дорамы, когда ими овладевают уже пять человек, сюжет превращается в одну запутанную головоломку, где каждый пытается вывернуть их под себя и перехитрить врага.
Дабл Ю, как хороший собеседник, будет не только говорить, но и задавать вопросы. Что случается с историей после ее финала? Кто прав: автор, чье произведение вырвалось из-под контроля, или герой, которого несправедливо пытается убить его создатель? Что делает персонажа человеком, а человека персонажем? Что лучше: горькая правда или ложь во спасение?
Говорить тут с вами помимо персонажей и автора комикса будут и его читатели, но уже о дискурсе вокруг выдуманного произведения: о шиппинге персонажей, ожиданиях, реакции критиков и комментариях в интернете. Поклонники отвернутся от произведения, потому что их любимчик оказался в отношениях не с тем, с кем хотели они. Читатели будут писать хейтерские комментарии, а потом бояться, а не из-за них ли случился нервный срыв у автора. Редакторы попытаются изменить концовку, чтобы грядущий фильм по мотивам комикса не провалился в прокате. С Дабл Ю как с комиксом случится все, что с комиксом может случиться в принципе.
Будут тут и заигрывания, которые я упоминала в начале: планшет, нарисованный на планшете, нарисованном на планшете; дорама, названная в честь комикса, названного в честь телеканала, названного по игре слов. Кан Чоль будет смотреть в четвертую стену в упор и давать указания человеку по ту ее сторону, копия создателя поглотит создателя.
За всеми этими ухищрениями как-то и забываешь, что манхва не пишется по четыре главы за ночь, работа врача не предполагает гибкий график, а неожиданно воскресший муж вызывает немного не те эмоции, которые передает актриса. Ты просто наслаждаешься игрой, которую с тобой ведет сценаристка.