Оцените отзыв
Сваха́ или Сабаха́ – фильм-размышление…
«Ученье – свет, а не ученье тьма?»
« - Где Вы? Вы забыли о нас? Почему Вы закрыли своё лицо? Из-за постоянного плача? Проснитесь и избавьте нас от слёз и страданий! Проснитесь! Ваша доброта сможет спасти нас от злых духов. Услышьте наши молитвы…»
Триллер и мистика в одном флаконе. Не скажу, что самое моё любимое сочетание жанров, но определённо заслуживающее внимание. И, несомненно, вызывающее зрительский интерес.
Редко хожу посмотреть на такие темы, но сюда заманил актёр Ли Чон Джэ после двух сезонов дорамы «Советник». И так меня впечатлило его актёрское мастерство, что я невольно пошла прогуляться по его фильмографии. Мой выбор пал на этот фильм. И я ни минуты не пожалела о принятом решении.
«Сваха́ (санскр. स्वाहा, svāhā IAST; кит. трад. 薩婆訶, упр. 萨婆诃, пиньинь: sàpóhē, палл.: сапохэ; яп. 薩婆訶 совака; тиб. སྭཱ་ཧཱ། , Вайли soha) — в индуизме и буддизме богиня и сакральное слово, акцентирующее внимание и часто указывающее конец мантры.
В индуистском пантеоне Сваха́ является несовершеннолетней богиней и женой бога огня Агни. Она рассматривается как дочь Дакши. Иногда она представляется как жена Рудры.
В ведийских ритуалах лексическая единица svāhā вставляется во время яджны в конце мантры, и в это время происходит подношение в огонь. В этом случае огонь (Агни) выступает посредником между материальным и духовным (психическим) миром. В северном буддизме лексическая единица svāhā присутствует во многих мантрах.»
История поведает о пасторе Пак Ун Чжэ, который расследует коррупцию в церковных учениях, которые сопровождаются сомнительными религиозными обрядами. И чем дальше продвигается в своём расследовании герой, тем отчётливее понимает, что в деле замешаны не только люди, но и потусторонние силы. Тонкий мир, который окружает живущих в мире реальном.
Страшная история. Страшная и пронзительная. Она ужасает ни мифическими событиями и чудовищами, которыми нас пугают с детства. Она заставляет сердце покрываться инеем от людских пороков и желаний, которые приводят к жутким последствиям.
Люди. Страшны не они сами, а их помыслы. Именно помыслы рождают непоправимые поступки, от которых кровь стынет в жилах. Поступки, в свою очередь, приводят к необратимым последствиям, которые лишают души.
Душа. Это эфемерное нечто, которое делает нас не просто людьми, а существами способными на любовь. Но любовь не всегда чувство просветлённое и прекрасное. Порой оно сопровождается болью, страхом и кровью.
Любовь. Именно она – просветление. Способность любить смягчает сердце и очищает душу. Но что делать, если сердце окаменело от порочных желаний, а душа потемнела от тьмы этих желаний, её пожирающих?
Тема религии самая распространённая среди жанров мистики и триллера. Но она же и самая неизученная до конца, как глубины мирового океана. Манит. Соблазняет. Но не открывает всех тайн своей истины. Что есть зло? Как выглядит добро? Где их обитель? И какова их природа?
Религия страшна тем, что в «умелых» руках становится страшным орудием манипулирования. Она может затуманить разум и лишить души. И вот уже многовековые догмы трактуют иначе умы, которые «новое слово Божье» впитывают, как сухая губка воды. Не замечая, что воды не чисты и благоухающи, а смрадны и несут лишь грязь душевную.
Главный герой истории пастор, но, на первый взгляд, больше похож на барыгу. Его работа – ловить «неправильных» просвещённых и просветителей, выводя их на чистую воду. Ловцов людских душ, которые, обещая райский свет, затягивают в адскую тьму. Занимаясь своим обычным делом, он находит своеобразное учение. И нет в нём ничего необычного. Но это и странно. Странно, что всё слишком обычно. Но что-то неуловимое заставляет его пристальнее приглядываться к новой религии. И чем дальше, тем запутаннее клубок событий. Распутывая один узел за другим, он находит исток веры. Его, повидавшего немало, это приводит в ужас. И не только его, но и зрителя заставляет изумляться душевное гниение персонажей истории.
Просветление. Это одна из вех буддизма. Оккультизма хватает в любой религии, но человек непостижимое существо, он каждый раз умудряется создавать новые версии Просветления. И они не всегда светлы. Но практически всегда указывают на перерождение – новый виток духовного развития.
Перерождение. Вечная жизнь на новом уровне. Божественная способность существования на определённом уровне сознания. Но человек - физическое воплощение жизни. Поэтому ему мало возможности стать бессмертным на духовно, он жаждет этого в физическом плане. Вечная молодость и вечная жизнь. Но время неумолимо. Страшась увядания и обращения в прах, человек жаждет победить время. Не повелевать им, это невозможно, а соблазн победить охватывает нестерпимым жаром всё человеческое существо. И это рождает предрассудки. А они толкают на зловещие поступки, последствия от которых вгоняют в дрожь.
Герои истории, антагонисты (а их немало в истории), те, которые стоят по ту сторону добра и зла, прикидываясь невинными овцами, на самом деле матёрые шакалы-падальщики. Их «чистота» души зависит от количества пролитой крови. И эти ложные догмы умело и тонко несут под эгидой божественного света тем, кто с готовностью им внемлет.
Предрассудки. Склонность людей к слепой вере уже не раз исторически подтверждена. В данном случае эта самая тяга веры в предрассудки представлена в лице одной простой, ничем не примечательной корейской семье. Обычные люди, в жизни которых происходит радостное событие – рождение. Радостное? Скорее мистическое. Две девочки-близняшки. Но одна… Одна похожа на демона? С этого события начинается целая череда трагических и кровавых событий, в которых принимают участие все герои истории. Вольно или невольно. Сделав выбор или под гнётом обстоятельств. Уже и не важно, важен исход происходящего. Что это? Это вечная жизнь, которую так вожделеет главный злодей?
Краски в фильме тёмные, но контрастные. Что ещё больше подчёркивает мрачность атмосферы происходящего на экране. Но это не отталкивает и не даёт заскучать. Этакий художественный ход – нагнетание необходимой контрастности и затемнения кадра, чтобы выделить каждый персонаж своим собственным полутоном. Это будоражит кровь. Мысли, словно ожившие змеи, шипят и извиваются, не давая покоя разуму. Подстёгивая погружаться в собственные размышления о происходящем.
Операторская работа в техническом и художественном плане на уровне. Наряду со сценаристом, придумывающим историю, и режиссёром, приводящим её в движение, от оператора зависит конечный результат. Зрителю даётся пища для размышления порционально. Не открывая всех карт, но и не забывая ювелирно намекать, что умозаключения и ожидания могут быть ложны. Не стоит торопиться с выводами. Нужно смотреть и видеть «между строк». Не всё лежащее на поверхности и есть истина.
Сценарист не отстаёт в искусстве пластично подвести зрителя к тому или иному выводу. Интрига не в самом сюжете, она в персонажах. Их раскрытие и помыслы. Внутренний мир и содержание. Их «взросление» не телом, а душой. Ирония и драма с элементами мистики, оккультизма и жестокости продумана в сюжете до мелочей.
Режиссёр, словно умелый дирижёр, создаёт неповторимую картинку в движении. Его видение сюжета, его творческий замысел и воплощение – нелёгкая задача, но успешно реализованная в данном случае. Он соединил всё это в одну непрерывную цепь событий, которые не провисают и не застывают в кадре. Всё динамично, увязано в одну сюжетную плоскость, с гармоничными переходами от одного действия к другому, сохраняя логику и последовательность.
Музыкальный фон не менее важен. Здесь он вибрирует. Каждый музыкальный штрих подобран грамотно, с чёткой границей светлых и темных тонов. Он не оглушает, а тонко матирует картинку.
Ловко расставленные акценты позволяют сохранить интригу до самого финала. Добро может быть не столь светлым, как мы его представляем, но и зло не так уж и поражено тьмой, как принято читать. Ведь надо определиться, что же здесь добро, а что зло, и только потом раскрашивать их красками. Ведь именно предрассудки вводят в заблуждения. И это происходит в современном мире, где наука и религия достигла определённых высот. Но невежество всё ещё остаётся на уровне каменного века. Подмена истинных понятий ложными отбрасывает духовное развитие на много веков назад, в древние тёмные времена, когда молния в грозовых облаках почиталась, как гнев Божий.
Актёрский состав удивил и покорил своей игрой. Каждый «проживает» жизнь своего персонажа, меняясь вместе с ним, стараясь донести выбранный образ до зрителя максимально правдоподобно. Через взгляд, жест, слово.
Фильм для любителей наблюдать и рассуждать о тонкой материи. На вечные темы добра и зла. Веры и неверия. Не просто развлекательная вещь под настроение или обычный художественный вымысел. Это попытка и вполне удачная, дать возможность рассмотреть привычное под иным углом.
Интересная версия озвучивается по ходу фильма о самом радостном и счастливом событии в христианской религии – Рождество Христово. Для христиан один из самых главных религиозных праздников. Он олицетворяет любовь, веру и надежду. Но никто не упоминает страшных событий, которые этому предшествовали. Убийство младенцев. Когда главный герой задаёт своему помощнику вопрос – Как ты думаешь, Рождество в христианстве счастливый праздник? – это заставляет меня тоже задуматься. Рождение – это счастье. И тут сразу же герой переходит к библейской истории рождества Христова. Царь Ирод и невинные младенцы. А ведь всё из-за пророчества и предрассудков. Но человечество кровавые события затирает песками времени, оставляя в памяти только радостные и счастливые.
И вот, прошло уже две тысячи лет. А новые цари Ироды всё ещё рождаются. И верят, что их путь просветления, их победа над временем – это их царство, которое они никому не уступят. И кровавые события повторяются.
Религия – это неотъемлемая часть человеческого бытия. Но только от нас самих зависит - сумеем ли мы рассмотреть свет, или же нас ослепит тьма. Тонкая грань, преступив которую, возможности вернуться обратно может и не быть. Говорят, что на всё воля Божья. Но надо помнить, что Бог дал человеку выбор. И это тоже Его воля. Не значит ли это, что слепая вера ничего общего с Божьей волей не имеет? Ведь Бог – это любовь. Но любовь не к самому себе, а ко всему живому. Ибо любовь согревает…
«- Что он сказал в конце?
- Что?.. Он сказал,.. что ему холодно…»
Дата публикации: 09.02.20