Оцените отзыв
УСАДЬБА.
Серый камень. Массивная незыблемость. Ощущение, что время остановилось.
Лабиринт построек, узкие ущелья двориков. Террасы, лестницы
и переходы. Зловещая башенка в дальнем углу. И ни деревца нигде зеленого, ни
травинки. Мертвый мир, в котором призраки прошлого соседствуют с живыми людьми,
пророча им такое же призрачное существование. Холодный мир, словно в нем всегда,
не смотря на смену времен года, царствует зима. Если и звучит здесь песня, то
эхо ее умолкает, падая в провалы между зданиями.
Создается впечатление, что усадьба – не просто окружающий
антураж, но один из главных действующих персонажей.
Не даром ее нынешний ХОЗЯИН, центр этой обособленной вселенной, равнодушный
ко всему, что не имеет отношения к удовлетворению его потребностей и прихотей, ни
разу не показан крупным планом. У него словно нет лица - ничего своего,
характерного. Его лицо и есть этот старинный дом, который вбирает в себя
энергию жизни прочих обитателей, диктует правила и поддерживает уклад,
неизменные на протяжении столетий.
ГЕРОИНЯ (Сунлянь, актриса Гун Ли). Яркая красавица, высокая,
гибкая, с безупречными чертами и смелым взглядом. Попав из двадцатого века,
прямо из университета, в это местное средневековье, она самонадеянно решает,
что уж ей-то, современной, образованной, умной женщине вполне по силам не
позволить себя ни подчинить, ни унизить. Старый муж будет ей угождать, слуги не
посмеют и головы поднять, старших жен она затмит. В общем, всех тут переиграет
и покажет, чего стоит.
Однако эмоциональное состояние героини постепенно меняется,
попадая в унисон со сменой природных сезонов: от летнего пыла через осеннее
угасание - к зимней стуже.
Ее резкий напор вязнет в болоте интриг, натыкается на
черствость супруга и разбивается о каменный монолит молчаливых стен. Все ее
действия оборачиваются против нее или бьют именно по тем людям, которые
наиболее ей близки, хотя она это не всегда понимает, – по служанке Янъэр, такой
же гордой и несчастной, как и она сама, по третьей госпоже Мэйшань, нашедшей
свою тайную отдушину в том существовании, которое выпало вести.
Между тем
героине также требовалась отдушина.
Посмотрев когда-то отрывок фильма по телевизору, причем не
имея представления, что это за фильм и как он называется, я изредка его вспоминала
и пыталась представить себе, что в нем произошло дальше.
Трагический вариант развития событий предрекала страшная
история о прежних младших женах, но сцена, когда Сунлянь знакомится с молодым
сыном хозяина, исполняющим на флейте красивую мелодию, и отдаленное пустое помещение
усадьбы, где это происходит, заливает теплый солнечный свет, - эта сцена провоцировала
игру воображения. Все-то нам романтику подавай.
Когда же появилась возможность досмотреть фильм до конца,
стало ясно, что реализма в нем куда больше. Хотя встреча молодых людей в самом
деле имела свои последствия, усугубив ситуацию.
КРАСНЫЕ
ФОНАРИ – этот знак почета по отношению к счастливой избраннице хозяина (самое
большее, на что может рассчитывать женщина, включая кое-какие льготы вроде массажа
ног) по ходу дела перевоплощается в символ человеческого достоинства, а затем становится
знаменем бунта.
Служанка, не желающая согласиться с приниженной ролью
бесправной хозяйской игрушки, пусть тайно, но украшает красными фонарями свой
уголок.
Восстав против тиранического произвола, хоты бы и освященного
обычаями, героиня зажигает красные фонари в доме убитой подруги, а также в
своем доме, отвергая наложенное на нее наказание. Это все, что она, пленница
каменной усадьбы, может сделать перед тем, как самой стать одним из ее
призраков. Но она это хотя бы делает, не отступив и не смирившись.
ФИЛЬМ производит сильное впечатление благодаря подлинности
старинных интерьеров, игре актеров и оригинальности режиссерских решений Чжана Имоу.
Окунувшись в эту обстановку, словно в самом деле побродив по
комнатам и дворам, перешагивая высокие пороги и взбираясь по лестницам, а также
постояв на резном балконе вместе с героиней и вслед за ней заглянув в башню
смерти, начинаешь скучать по солнечному свету и глотку свежего воздуха.
Дело давнее, конечно. Однако, будучи изложено без обиняков,
способно разочаровать тех, кто идеализирует прошлое, и попутно бросить свою тень
в современность, поскольку, следуя замечанию одного из критиков, «архаичные
системы, которые уничтожают тех, кто их нарушает», далеко еще не изжиты. В
названии фильма заключен призыв к действию.
Дата публикации: 02.04.21