Отзыв на дораму Удачный роман

Оценка автора: 9/10
Дата написания:

Оцените отзыв

"Удачный роман" — удачная дорама! А ведь по началу и не скажешь... Ни по ярко-красочно-комедийным афишам (постерам), ни по бестолковому описанию дорамы, ни по сумбурно-нелепым первым сериям ни за что не угадаешь, что "Удачный роман" — это один из самых качественных ромкомов, одна из самых светлых и романтичных дорам Южной Кореи, и что поднимается в ней очень серьёзная тема...  

Дорама — лёгкая, воздушная, вся пронизанная солнечным светом. Тема её серьёзная, и на практике жизни очень даже тяжёлая: ВЛАСТЬ СУЕВЕРИЙ, ПОПАДАНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ЗАВИСИМОСТЬ, ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ЭТОЙ ЗАВИСИМОСТИ. Обычно на такую тему снимают тяжёлые дорамы про злодейские секты религиозных фанатиков и про попавших в их тенёта несчастных жертв. А тут — романтическая комедия про несчастную суеверную девушку, про шамана-злодея, убеждённого, что он благодетель человечества, и про рационально мыслящего парня, гения в математике и программировании, благодаря которому эта история не скатилась в мрачный бред, а вышла на светлый разумный путь. Это история о Тигре.

Для начала — пара слов о том, кто же такой Тигр, и почему вокруг этого символа крутится весь сюжет.

Тигр — один из важнейших символов китайской и корейской мифологии, многозначный и предстающий в разных ипостасях. В целом Тигр — это пламенная стихия земной жизни: это сила рождающая, сохраняющая и разрушающая, которая может служить либо добру, либо злу, в зависимости от того, в какую сторону она направлена. Символ Тигра во многом похож на символ Огня: огонь может либо обогреть, либо сжечь, то есть он может быть либо дающим и оберегающим жизнь, либо губящим и уничтожающим жизнь. Так же и образ Тигра: в разных символических рисунках, мифах и сказках он бывает совершенно разным. Тигр — воин, а воины бывают разные. Один Тигр — злобный и жестокий захватчик, нападающий. Другой Тигр — могучий и отважный страж, защитник. Тигр — царь зверей, повелитель всех обитающих на суше животных, а также всех диких, животнообразных, звероподобных стихий: он держит в страхе весь честной лесной народ и он же не позволяет разгуливаться злым духам, — он с ними сражается, изгоняет их и покоряет своей воле, так что они дрожат от страха при виде тигра. Тигр-злодей, Тигр-разрушитель — отрицательный герой во многих сказках и мифах. А Тигр-созидатель, Тигр-защитник становится символом удачи, счастья, благополучия и плодородия, в том числе продолжения рода человеческого. Ему оказывают почтение в мифах и легендах. Его изображение используют как талисман. И именно этот образ Тигра как грозной, но доброй силы, восстанавливающей порядок и справедливость, и взят за основу сюжета дорамы "Удачный роман".

Главный герой, слабый и беззащитный перед другими людьми, встретил ещё более слабого и беззащитного человека — главную героиню. И, помогая ей, впервые почувствовал себя сильным, защитником слабых. Он вступил в борьбу со злой силой, "заколдовавшей" его любимую, — в борьбу, которая внешне выглядела просто и тихо, но на самом деле была отчаянной и даже героической. Из маленького, слабого тигрёнка, которого всякий мог походя пнуть, он превратился в настоящего героя-Тигра. И он победил. А она, всегда страдавшая от хаоса, неудач и бестолковости в своей жизни, тем не менее смогла навести порядок в его жизни, подарить ему счастье, и впервые почувствовала себя не источником бед, а "лучом света в тёмном царстве" для кого-то. Это история о том, как два уязвимых и беззащитных человека, объединившись, стали сильнее и смогли защитить друг друга.

А ещё это история про добрых людей. Все люди здесь — и герои первого плана, и герои второго плана — хорошие. Порой они ошибаются, чего-то не понимают, и из-за этого непонимания причиняют боль друг другу, сами не сознавая того, но когда прозревают — исправляются и становятся на путь истинный. Потому что в душе, по сути своей, все они — добрые. За исключением нескольких эпизодических лиц преступного характера, мельком появляющихся в начале, одного эпизодического злодея, появившегося ненадолго ближе к концу, и одного-единственного главного злодея, периодически морочащего голову главной героине на протяжении почти всей дорамы. Да и тот главный злодей себя не считает злодеем, а просто из-за своих извращённых понятий, помноженных на уверенность в собственной непогрешимости, творит откровенное зло, упорно воображая себя добрым. Считать себя добрым ещё не значит быть добрым по-настоящему...

Вся дорама в целом светло-грустная, мило-смешная и нежно-лиричная, красивая, в ней нет никакого туалетного юмора и прочей пошлятины, зато есть счастливый конец, чистая история любви, хорошо выстроенный сюжет, глубокий смысл, талантливая игра актёров и замечательная музыка. Но всё это великолепие начинается не сразу. Да-а, не сразу... Сначала отдаётся дань традиции: давняя славная традиция южнокорейских ромкомов — это "сперва начать за упокой, а потом уже кончить во здравие"!

В первых двух сериях, мягко выражаясь, творится нечто несуразное, под столь же несуразную музыку (видимо, текущие события первых серий просто не могли вдохновить композитора на нечто более разумное в музыке). Только это не значит, что всё творящееся на экране лишено смысла, и можно смотреть, не думая. Наоборот! Первые две серии — это сплошная тренировка на память и внимание, ибо на зрителя с первых же кадров вываливается такая "куча мала" стремительно проносящихся событий, и такой длинный ряд лиц, важных для предстоящего сюжета, что зритель просто теряется: "Где я и где мои вещи, кто все эти люди, и что за кавардак тут творится, и вообще,
«Почему мы смотрим бред?
Дайте нам скорей ответ.»" (как сказала одна зрительница по поводу другой дорамы)
Но всё же что-то неуловимое в игре актёров говорит о том, что из дорамы будет толк. И зритель продолжает озадаченно взирать на экран в ожидании, когда же появится её смысл.
"Предчувствия его не обманули!!!"
Уже с 3-й серии смысл начинает выглядывать... Некая упорядоченность начинает проявляться в этом вихре нелепых приключений... И дорама стремительно "идёт на взлёт". "Из неказистого бутончика постепенно расцветает прекрасный цветок, чей аромат окутывает, как волшебство"...

Почему даже в самых лучших ромкомах так часто бывает нелепым начало? Возможно, это потому, что корейцы по жизни очень боятся выглядеть в глазах окружающих неловко, нелепо, некрасиво. Вот они и убеждают друг друга с помощью кино, что нелепая ситуация, плохое первое впечатление при знакомстве, подпорченная репутация, унизительное положение — это ещё не конец света, а, возможно, наоборот! Это начало интересной истории, начало нового этапа в жизни. А может быть, такие несуразные начала дорам создаются потому, что корейские зрители, сами боясь попасть в неловкую ситуацию, с удовольствием смотрят, как туда же попадают другие? А может, и не то, и не другое, а просто сама жизнь главных героев до срока, когда они полюбили друг друга, была неустроенной и бестолковой, а потом пришла любовь и навела в их жизни порядок. И это показано наглядно и доходчиво, прямо в лоб. Корейцы люди темпераментные, склонные впадать в крайности, они максималисты во всём, потому и все южнокорейские фильмы и дорамы замешаны на ярких впечатлениях и резких контрастах между светом и тенью, радостью и грустью, "чтоб дошло наконец до самых непонятливых, чтоб заставило задуматься самых упрямых!".

А задуматься есть о чём... Узор сюжета, рисунок характеров не так просты, как кажется на первый взгляд.

"Я ходил по белу свету,
Знался с умными людьми:
Есть везенье — нет везенья,
Есть судьба — и нет судьбы..."**

Что такое судьба? И есть ли она вообще?

Главный злодей-шаман твёрдо уверен, что судьба есть, и что откорректировать её могут только шаманы, и потому все люди должны его слушаться, а он имеет право ими повелевать.

Главный герой-гений твёрдо уверен, что судьбы нет, и что свой жизненный путь улучшить может каждый человек, если будет действовать разумно, потому каждый должен прислушиваться к голосу разума. И совести. В его убеждениях, судя по всему, разум и совесть — это нечто единое. Он не отделяет одно от другого и, тем более, не противопоставляет их. Нечестные дела он не считает чем-то особо разумным, а честность не считает чем-то глупым.

А создатели дорамы говорят о том, что судьба-то есть, но она — не в руках шамана. Судьба не раз сталкивала главных героев. И шаман, подтолкнувший главных героев друг к другу, сам стал орудием судьбы, и, не понимая этого, собственными руками "подложил взрывчатку" под свою благополучно текущую шаманскую карьеру, под свою незыблемую прежде власть. Самоуверенный, гордящийся своим якобы безошибочным провидческим даром, он тем не менее слишком поздно разглядел в мнимой жертве сильного противника, который может ниспровергнуть его с пьедестала... Настигла карма и шамана!

***

Обычно при обсуждении дорам жанра "романтическая комедия" зрители рассматривают сюжет исключительно в романтическом плане. Это естественно. Но "Удачный роман" — особый случай: чтобы разобраться в главных идеях этой дорамы и внутренней логической взаимосвязи всех поворотов и приключений её сюжета, надо взглянуть с другой точки зрения, рассмотреть дораму именно в плане психологическом и идейном, в плане борьбы за живую человеческую душу — борьбы настолько отчаянной, что приходят на ум сравнения и порой даже явные параллели с двумя далеко не комедийными, весьма суровыми дорамами: "Королевство ветров" (где над главным героем якобы висит проклятие, грозящее погубить его страну) и "Дневник ночной стражи" (где идёт борьба не за одну, а за много душ, и даже за души всех людей страны в целом). Впрочем, об этих сравнениях здесь речи идти не будет. Будут размышления только о самом "Удачном романе".

ЕСЛИ ВЫ УЖЕ СМОТРЕЛИ ДОРАМУ — ПРИГЛАШАЮ ПОРАЗМЫШЛЯТЬ ОБ УВИДЕННОМ ВМЕСТЕ. ЕСЛИ НЕДОСМОТРЕЛИ И БРОСИЛИ — ТЕМ БОЛЕЕ ПРИГЛАШАЮ: ПОСМОТРИТЕ НА ВСЁ С ДРУГОЙ КОЛОКОЛЬНИ) ЕСЛИ ЕЩЁ НЕ НАЧИНАЛИ СМОТРЕТЬ — НУ, ДУМАЙТЕ САМИ, РЕШАЙТЕ САМИ, ЧИТАТЬ ИЛИ НЕ ЧИТАТЬ... Хотя в своём рассказе о сюжете я постараюсь по возможности обойтись без конкретики. ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ, ПОСЛЕ ЗНАЧКА ШЕСТИ СНЕЖИНОК (вот такого: ****** ) МОЖНО БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬ ЧИТАТЬ СМЕЛО)) Там уже будет идти речь просто про характеры героев и актёрский состав.

***

Что такое суеверие? Откуда оно берётся, до чего оно может довести человека, и почему даже в наш век науки и техники люди по-прежнему верят в приметы?

Главная героиня — добрая, несколько наивная и очень суеверная девушка, в жизни довольно бестолковая, неловкая и невезучая — на самом деле вовсе не дурочка, как это может показаться на первый взгляд. Она — настоящая правильная кореянка. А правильный, хорошо воспитанный кореец — это человек, который убеждён, что на свете есть два типа людей: те, кто взваливают свою вину на других, и это плохо, и те, кто взваливают чужую вину на себя, и это хорошо. В нашем народе живёт убеждение, что справедливость — это когда человек получает наказание за свою вину и не получает наказания за чужую вину. А также наши люди понимают, что бывают такие ситуации, когда никто не виноват, просто обстоятельства так сложились. А корейцы мыслят по-другому. Наше понятие о справедливости и корейское понятие о справедливости — это две разные вещи. Правда, в некоторых моментах они совпадают. Но в некоторых других моментах корейское мировоззрение приводит наших людей в недоумение своей нелогичностью, продолжающейся из века в век.

Главная героиня, Шим Бони — талантливый программист. Более того: она единственная из всех участвовавших в конкурсе смогла решить задачу, которую придумал главный герой, Дже Сухо, гений. То есть с интеллектом у неё более чем полный порядок. И логика у неё работает отлично — в том, что касается программирования. Но в обычной жизни девушки есть место и другой логике, которая внешне кажется нелогичной. В её бредовых поступках есть последовательность, системность, идеологическая основа, чёткая причинно-следственная связь.

Как сказал Г.К. Честертон: "Сумасшедший — не значит нелогичный. В каждом безумии есть своя логика, и именно она сводит человека с ума." Логика, как способ последовательного рассуждения, похожа на калькулятор: калькулятор никогда не ошибается в вычислениях, но это не значит, что он непременно даст верный ответ — всё зависит от качества исходных данных. Например, если нужно вычислить площадь комнаты, то надо ввести её длину и ширину в калькулятор, и он даст правильный ответ. Но если, измеряя рулеткой длину и ширину комнаты, человек ошибся и из-за этого ввёл в калькулятор неправильные данные, то калькулятор, соответственно, выдаст неправильный ответ. И калькулятор не виноват... Так же и с логикой: если часть изначальных мыслей-посылок была неточной или ошибочной, то в результате последовательного логического рассуждения получится неточный или ошибочный вывод. Естественно. Правда, бывает и такое, что из двух ложных посылок получается истинный вывод по принципу "клин клином вышибают", но это бывает не во всех случаях...

В дораме не зря проводится параллель между компьютерным программированием и человеческой психологией. Человек, что бы он ни создавал, всегда создаёт нечто похожее на уже существующие природные явления. И это естественно: ведь человек и сам — часть природы. Человек сотворил компьютер по своему образу и подобию, только очень сильно упрощённому и сокращённому. Поэтому в некоторых случаях между устройством компьютера и принципами мышления человека можно увидеть параллели.

Компьютер — вещь во своей сути насквозь логичная. Каждая программа в нём — это чёткая и последовательная система команд, с помощью которых создаётся тот или иной результат. И вирус, который проникает в компьютер, вредит ему и разрушает его изнутри, — это тоже программа, такая же последовательная и логичная, как и все остальные, только направленная не на созидание, а на разрушение. Хакер находит в программах компьютера уязвимые места (их называют "уязвимости" или "дыры в защите") и пользуется ими, чтобы запустить вирус внутрь компьютера и вживить его в процессы, происходящие в компьютере. Со всеми вытекающими последствиями для несчастного компьютера... Подобное часто происходит и в области человеческой психологии. Именно это и произошло с умной и логичной девушкой Шим Бони: она подпала под влияние злодея-шамана не потому, что ей не хватало интеллекта или последовательности в мышлении, а потому, что в её мировоззрении были уязвимые места, через которые и смогла проникнуть вредоносная система идей.

Жизнь не всегда гладила Шим Бони по головке. Ей с детства часто доводилось попадать в неприятности, терять любимых питомцев... "Невезучая" — так о ней говорили. И не хотели сидеть с ней за одной партой в школе после того, как кто-то заметил, что у всех, кто сидит с ней за одной партой, начинаются неприятности. Человек часто сам не знает, чем обернётся в будущем слово, которое он бездумно бросил кому-то в лицо. "Невезучая"... Шим Бони не хотела верить этому слову и обижалась на тех, кто так её называл. Да и как можно было называть её невезучей, если ей посчастливилось родиться и расти в такой хорошей, любящей, дружной и заботливой семье? Далеко не всем приходит такое счастье! И в дружбе ей повезло: с ней во дворе играл очень хороший мальчик. Правда, потом он уехал за границу, и больше они не виделись... Да, в жизни у Шим Бони хватало всякого — и плохого, и хорошего, но хорошего было всё-таки больше. Потому, несмотря ни на что, она росла нормальной жизнерадостной девочкой. А потом... случилась беда. Любящие и заботливые родители Шим Бони, которые всегда поддерживали её, погибли в аварии, и она — ещё школьница! — осталась одна с младшей сестрой на руках... И девочка стала задаваться вечным вопросом, который задают себе все попавшие в беду люди: "ПОЧЕМУ? Почему это случилось? И почему именно с нами? Как можно было предотвратить? Что я могла бы сделать, но не сделала? И как мне действовать в будущем, чтобы такого не повторялось?"

Она думала об этом снова и снова. Но не могла найти ответа. Полная неизвестность, глухая, как стена. Её ум бился в безрезультатных попытках найти ответ на сложный вопрос, и потому был открыт к восприятию любых подсказок, которые помогут ему выстроить более-менее понятные ориентиры и хоть куда-то продвинуться в поисках. А душевное равновесие было в полном разладе из-за страданий о том, что уже произошло, и переживаний о том, что может случиться в будущем, поэтому психологическая защита тоже была сильно ослаблена. И именно в этот момент, когда Шим Бони была полностью беззащитна, уязвима для любых ударов, к ней подошёл человек и сказал: "Это ты во всём виновата. Ты сама, по сути своей — носитель неудач. Все рядом с тобой страдали, страдают и будут страдать." Он сказал это с такой абсолютно твёрдой уверенностью в голосе, какая бывает только у людей, глубоко убеждённых в своей правоте. Этот человек и был злодей-шаман.

Воздействие на ещё свежую душевную рану... Якобы "подсказка" для ответа на искомый вопрос... Это был удар по самому уязвимому месту. Для многих корейцев их понятия о том, что есть на самом деле "вина", "справедливость", "наказание", "искупление" — это слабое место в мировоззрении, "дыра в защите", "уязвимость в программном коде". Конечно, среди корейцев тоже, как и везде, есть люди, которые могут различить, что правда, а что неправда в рассуждениях, связанных с этими понятиями. Но пока что они — исключения из правила. И Шим Бони не была в числе этих немногих счастливцев. Её защита была пробита. "Вирус-взломщик" проник в образовавшуюся щель. И начал свою разрушительную деятельность.

Потеряв всех любимых, кроме младшей сестрёнки, Шим Бони, естественно, постоянно тревожилась за её жизнь и здоровье, боясь потерять и её. Но "вирусная" мысль о том, что причиной всему — проклятие, то есть сила невидимая и неизвестно когда проявляющаяся, обострила эту тревогу до крайности, и жизнь Шим Бони стала хуже, чем на вулкане. Днём и ночью, изо всех сил заботясь о сестре, стремясь защитить её от всего на свете, она всё равно боялась, что этой заботы будет недостаточно, что защитить не удастся, и горе снова придёт внезапно и мгновенно, как тогда... И горе пришло. Сестра — на грани жизни и смерти, даже доктора не уверены, удастся ли им её спасти. Несчастная Шим Бони — на коленях перед шаманом, видя в нём единственного, кто может указать путь к спасению сестры... "Вирус-взломщик" сработал. "Дверь открыта". Теперь этот шаман, "хакер в области психологии", может вживить своей жертве любую "вредоносную программу"... Нет, пока ещё не любую. Процесс обработки только начат, остатки защиты ещё не уничтожены. "Хакер" проводит захват не спеша, осторожно и последовательно.

Есть такой замечательный детский советский фильм-сказка "Весёлое сновидение, или Смех и слёзы", по пьесе Сергея Михалкова (которая написана по отдалённым мотивам старинной комедии масок "Любовь и три апельсина"). В этом фильме происходила борьба между шахматами и картами. Добрые честные шахматы — символ разума, науки, логического мышления, достижения цели своим трудом. И радости. Злые коварные карты — символ гаданий, суеверий, колдовства, мухлежа, обмана, захвата чужих мыслей под свою власть. И горя. Карты обманывали Короля шахмат, внушая ему, что его сын тяжко болен, и что от этой болезни есть только одно средство: "Чем больше слёз, тем больше облегченья: в слезах и заключается леченье." Дело прямым ходом шло к тому, чтобы бедолага Принц и вправду насмерть зачах от уныния, но тут в шахматном королевстве откуда ни возьмись появился мальчишка — наш, советский человек. Пионер. Талантливый шахматист. И начал всё расставлять по местам, распутывая паутину внушений и обманов. Потому что он мыслил логически.  

То же самое произошло и в жизни Шим Бони. Шаман внушил ей, что, дескать, сидит в ней пожизненно с самого рождения разрушительная энергия, которую необходимо нейтрализовать. И для этого она, Шим Бони, должна постоянно и всячески жертвовать собой, отказываться от всего, что ей дорого или приятно. Чем большую жертву она принесёт, тем больше сможет защитить окружающих от своей неудачливости. "В твоей руке — меч, ранящий и убивающий всех, кто рядом, и чтобы не ранить других, ты должна вонзать его в себя." Самопожертвование и самоотверженность — это святое в мировоззрении корейцев. И, в сущности, они правы. Беда лишь в том, что они не отличают два принципиально разных вида самоотверженности: самопожертвование в борьбе — это героизм, а смиренная отдача себя в жертву — это рабство. Грань между ними порою тонкая, но разница — огромная. В мире много людей, которые не всегда могут различить эти два принципиально разных способа действия. Но у корейцев ситуация сложнее, так как в их народе умение смиряться всячески воспитывается. "Если долго мучиться, что-нибудь получится," — корейцы веками твёрдо верили в это. И Шим Бони верила тоже. Шаман воспользовался этой уязвимостью, и внедрил второй "вирус" — всё тот же девиз: "Чем больше слёз, тем больше облегченья: в слезах и заключается леченье."

"Вирус" был не простым, а из тех, что называются "троянскими", в честь знаменитого Троянского коня: вредоносная программа спрятана в оболочке другой программы, которая внешне кажется безвредной или даже полезной. Первая жертва собой, которую должна была провести Шим Бони, была вполне "благородного" порядка: надо было посреди ночи в одиночку пойти в лес и там совершить молитвенный обряд за спасение сестры. Всё это Шим Бони в точности сделала, проявив настоящую самоотверженность и умение преодолевать страх. Что достойно уважения. И после совершения этого обряда состояние сестры стало стабильным: она хоть и не пришла в себя, но зато уже не умирала.

Почему так произошло? Кто его знает... Создатели дорамы оставили зрителю свободу решать самому. Люди, мыслящие материалистически, могут решить, что это было просто совпадение. В сущности, шаману было не так уж важно, помогут его методы или нет, — для поддержания своей репутации в случае смерти больной он мог запросто придумать, как перевесить ответственность на Шим Бони, "которая неправильно молилась", на "небеса, которым не угодно", или на любое другое "расположенье в воздухе". Но всё-таки думается, что сестре помогло отчаянное желание Шим Бони спасти её, — желание, которое преобразилось за время путешествия по страшному и холодному ночному лесу, за время утомительного отбивания поклонов под деревом. Отчаяние, преодоление, сосредоточенность, вера, — мысль из "облака" превратилась в "отточенную стрелу" — и попала в цель. Сам по себе обряд — пустышка, он не поможет. Но человеческая мысль — это сила, если она чёткая, сосредоточенная и подкреплённая верой. Обряды помогают людям настроиться на нужный лад, сосредоточиться на цели и поверить в то, что у них всё получится. Потому люди дорожат обрядами.

Так или иначе, Шим Бора, сестра Шим Бони, была спасена. Но вера, которая помогала Шим Бони преодолеть все трудности и которая, естественно, укрепилась после достигнутого успеха, была не верой в свои силы, а верой в силу шамана. Верой слепой и безрассудной. А слепая вера далеко не всегда ведёт человека к истине. Шим Бони теперь уже безоговорочно верила всему, что наговорил ей шаман: и в то, что над нею висит проклятие, и в то, что "чем больше слёз, тем больше облегченья", и в то, что без помощи этого шамана у неё ничего не получится... "Троянский конь" сработал. Захват прошёл успешно.

Когда хакеру удалось успешно захватить чужой компьютер, что он делает дальше? Он делает этот заражённый компьютер своим орудием, использует его для своих целей. Главным образом — для того, чтобы с его помощью заражать другие компьютеры. Точно так же действовал и злодей-шаман. Когда Шим Бони снова прибежала к нему за помощью, твердя, что её сестрёнке опять стало хуже и что шаман — её единственная надежда, он приказал ей, "неудачнице"... пойти и соблазнить "источник удачи" — мужчину, рождённого в год Тигра! Да не просто соблазнить, а переспать с ним. На одну ночь. А потом обязательно бросить. Дескать, в таком случае неудачница позаимствует немного энергии удачи: у Тигра её хоть отбавляй, ничего с ним не станется, если от этого изобилия удачи чуть-чуть откусить, главное — откусить не слишком много... Таким образом, несчастной Шим Бони предстояло одно из двух: либо самой стать жертвой в руках первого попавшегося хищника-развратника, либо стать хищницей, совращающей невинного парня и приносящей в жертву его чувства. Наивная девушка, никогда не нюхавшая грязи подобных отношений и не знающая, насколько они калечат душу человека, но зато убитая горем и изведённая тревогой за сестру, пришибленная неизбывным чувством вины, охваченная отчаянным желанием во что бы то ни стало защитить родного человека, за которого она в ответе... Шим Бони стала послушным орудием в руках злодея-шамана-хакера. Намучившись и нарыдавшись, она всё-таки решилась "пожертвовать собой и своим счастьем во имя ближнего своего", забросить куда подальше и свою чистоту, и мечты о настоящей любви, и отправилась на поиски "Тигра на одну ночь", чтобы "заразить своим вирусом чистый компьютер" или самой "заразиться ещё более худшим вирусом от уже заражённого компьютера". Пошла на это, уже не понимая, насколько плохо она поступает... Шаманская теория задурила ей голову и спутала все нравственные понятия, выстроив их в лживой, но кажущейся логически последовательной конструкции, гибельной конструкции настоящего иезуитского софизма. Прямо-таки в лучших традициях прожжёных казуистов. Поистине, на всём белом свете добро одинаково и зло одинаково, только одёжки их сменяются в соответствии с местной спецификой! Где Европа, а где Азия — а всё так похоже... О казуистах — выряженных в религиозные одежды развратниках народа, самых наглых и самых безнравственных представителях пресловутого ордена иезуитов — писал, выводя их на чистую воду, ещё великий французский математик Блез Паскаль в своих знаменитых "Письмах к провинциалу". Блез Паскаль вскрывал неприглядную суть иезуитов-казуистов, показывал полное несоответствие их рассуждений как заветам Христа, так и элементарной человеческой совести, и делал это, как истинный математик, настолько логично, последовательно, просто и доходчиво, что авторитет их, когда-то весьма прочный, расшатался и со временем рухнул. Но иезуитские, казуистические принципы рассуждений, их способ мышления проявляются то там, то сям вновь и вновь... Потому что не казуисты его придумали. В мире мыслей существует такой тип мышления. И вновь и вновь находятся люди, которые становятся его жертвами. И вновь и вновь честным людям приходится спасать этих жертв... А это не такое уж простое дело...

Шим Бони повезло: она встретила своего Блеза Паскаля, своего жизнерадостного Пионера-шахматиста, своего гениального программиста, который вылечил её от всех "вирусов" и вернул в её жизнь настоящее, чистое и честное счастье, — она встретила Дже Сухо.

Собственно говоря, изначально шаман предполагал, что в своих поисках Шим Бони может выйти и на обитающего поблизости "тигрёнка" Дже Сухо, но не видел в этом угрозы своим планам, наоборот, считал это прекрасным вариантом, даже слегка направлял Шим Бони к нему. Дже Сухо, весь такой хрупкий и уязвимый, молодой-зелёный, наивный-невинный, ничего не смыслящий в женщинах, казался шаману самой что ни на есть подходящей "жертвой". Кто ж знал, что из-за этого безобидного "тигрёнка" в затеях шамана приключится "Облом Обломович Обломов", провалятся все тонкие хакерские расчёты, расшатается и рухнет вся прежде незыблемая шаманова репутация? "Никогда не бей слабого — он может оказаться сильным!"

"Удачный роман" — дорама, внутренне очень логичная, но часто внешне она кажется нелогичной. Здесь много моментов, над которыми крепко призадумываешься... и по размышлении понимаешь: то, что казалось нелогичным на первый поверхностный взгляд, на самом деле самое логичное, разумное, правильное и есть. Например, почему Дже Сухо влюбился в Шим Бони и загорелся идеей защитить её? Некоторые зрители, ориентируясь на самое очевидное, считали, что Дже Сухо влюбился потому, что Шим Бони стала для него загадкой, сложной задачей, зацепила его исследовательские мозги, а потом уже проникла и в сердце. И, посмеиваясь, писали: вот какой ерунде учат нас дорамы, будто надо парней привлекать шиворот-навыворот, не умом, а дуростью, не культурой, а наглостью, не красотой, а неприглядностью... А на самом деле здесь всё гораздо сложнее и проще.

Вовсе не в загадочности Шим Бони было дело. Загадочка-то была довольно противненькая! И аж никакой симпатии поначалу у Дже Сухо не вызывала. Да и между научно-исследовательским интересом к человеку-загадке и настоящей любовью — пропасть, которую не перейдёшь без моста... Но ещё до того, как Шим Бони стала для Дже Сухо "трудной задачкой", в нём проснулось совсем другое чувство к ней. То чувство, которое люди обычно презирают, считают его унизительным, обидным, оскорбительным для того, на кого оно направлено. И думают, что из такого чувства в принципе не может родиться любовь, а если и рождается, то ненастоящая... Но в данном случае именно из этого чувства самая настоящая любовь и родилась. Это чувство — жалость. Но не та суррогатная высокомерно-презрительная жалость, которую питают в сердце только ради того, чтобы почувствовать себя великим на фоне чужого унижения. А совсем другая жалость, настоящая. Жалость, проистекающая из понимания того, что другой человек — это такой же человек, как и ты, что ему так же больно, как и тебе. Жалость, которая не делит людей на "униженных" и "не униженных", а объединяет их под одним словом — "человек". Такая настоящая жалость вовсе не противоположна уважению. Наоборот. Жалость может возникнуть только тогда, когда в человеке, которого жалеешь, есть хоть капля чего-то достойного уважения. Жалость оттого, что человек мог бы жить лучше, достойнее, он заслуживает этого, он способен на это, но тем не менее он... находится в том состоянии, в котором находится. Если же в человеке нет ни единой малейшей чёрточки, достойной уважения, то даже самую презрительную жалость к нему испытывать не хочется. "Вы недостойны жалости" — это самая тяжкая характеристика. Потому нет смысла обижаться, когда вас кто-то жалеет. Даже если жалость эта "незаслуженная", "необоснованная", "беспричинная", поскольку на самом деле вы очень даже неплохо живёте. Жалеют? Ну и что? Это их личное мнение. Ну и пускай себе. На здоровье. Жалость — это всё-таки проявление здоровых чувств. Хуже, когда люди друг друга жалеть не хотят...

Дже Сухо обычно сторонился людей. Не пытался ни нападать на них, ни защищать их от кого-то или чего-то — просто обходил стороной. Не потому что был от природы эгоцентричным, зацикленным на себе, — вовсе нет. Просто с самого детства он слишком часто наталкивался на человеческую грубость, которая оставила глубокие шрамы в его душе. Он ведь гений, у него все умственные способности зашкаливают — и обострённое восприятие "входящей из внешнего мира информации", и мощная обработка её, и крепкая память, и далеко идущие выводы-результаты... Не только сообразительность у него повышенная, но и восприимчивость, и впечатлительность — всё у него бьёт через край, всё проявляется в высшей степени. Люди часто не понимали его, такого чудного, непохожего на других. И ранили, сами того не сознавая. А он не понимал людей и даже остерегался их, как источника потенциальной угрозы. Слишком памятны для него были случаи, когда в ответ на самые лучшие намерения он неожиданно и незаслуженно получал удар по самому больному месту.

Но с Шим Бони... всё было по-другому. Дже Сухо почувствовал, что этот человек — не угроза, а безобиднейшее на свете существо, ещё более уязвимое, чем он сам. Поэтому он не отшатнулся от неё, а пожалел. Ещё в тот раз, когда встретил её на улице, нелепую, неуклюжую, напившуюся с горя до полу-тряпочного состояния. Она была ему неприятна, но он увидел: совсем человек беззащитный, непременно попадёт в беду, пропадёт человек! И пожалел, и пошёл провожать её до самого дома... "как разумный человек и сознательный гражданин" (это была его любимая присказка, которой он придавал самый серьёзный смысл). Точно так же, когда она попыталась "соблазнить" его, он по её серьёзно-строгой интонации, по печальным глазам, по её совершенно не развратному поведению понял, что тут что-то не так, что она в какой-то беде... И точно так же, как тогда, в первый раз, пожалел её и захотел её понять, захотел помочь. Разумеется, "помочь" не в смысле "выполнить её бредовую просьбу", а наоборот, растолковать ей всю бредовость её поведения, наставить её на путь истинный, "устранить ошибку в исходном коде её программы".

"Уж я к ней и так, и этак,
Со словами и без слов..."

Сначала Дже Сухо пытался достучаться до Шим Бони обычными логическими построениями, основанными на изначальных идеях и данных, которые давали ему наука, образование и подтверждающий их собственный жизненный опыт. Ему казалось, что все люди стоят на том же идейном фундаменте, на котором стоит он сам, — на фундаменте, который даёт наука. Ему казалось, что причина различий между ним и любым другим человеком во взглядах на окружающий мир — лишь в том, что не все люди дают себе труд выстроить правильные логические цепочки из имеющихся у них предпосылок. Что если бы все люди чётко следовали логике, то пришли бы к тем же выводам, что и он. Так ему казалось. Но разговаривая с Шим Бони, он увидел, что схема не срабатывает...
"- Сама подумай, рассуди логически...
- Не говорите мне о логике! Во всей моей жизни нет ни грамма здравого смысла!
- Взгляни в глаза реальности!
- Реальность? Все, кого я люблю, покидают меня, — вот какова моя реальность!"
Всё это поначалу поставило Дже Сухо в тупик: ведь бесполезно... нет, просто невозможно спорить с человеком, с которым у тебя нет ни одной общей точки исходных понятий!

Как же Дже Сухо смог вывести из заблуждения Шим Бони, используя своё знание логики и её знание логики? До сих пор она, даже рассуждая логически, приходила к ложным выводам, потому что опиралась на ложные понятия. "Как же её вывести из замкнутого круга?" — думал Дже Сухо. И придумал. Он же всё-таки недаром был гений. Он постепенно, накапливая опыт наблюдений, научился ориентироваться в мире незнакомых ему идей, понятий и взглядов, — так же, как в компьютере он учился ориентироваться в принципиально новой, незнакомой ему программе. И наконец он нашёл выход. Нашёл, где в "безвыходном лабиринте" "вирусного кода" ложных убеждений Шим Бони есть слабое место, "замаскированная щель", через которую можно выбраться наружу. И применил метод логического рассуждения, который можно назвать "клин клином вышибают".

Что такое "клин-клином-вышибание" в логических построениях?

Например, есть логическая конструкция:
Посылка 1: "Все члены множества А обладают свойством В."
Посылка 2: "Все члены множества Б не обладают свойством В."
Вывод: "Множества А и Б не пересекаются (то есть нет таких членов, которые принадлежали бы одновременно и множеству А, и множеству Б)."

Это — нормальная, правильная логическая конструкция. Если в обе посылки ввести правдивую информацию, то в выводе получится правдивая информация.

Например:
Посылка 1: "Все волки — хищники."
Посылка 2: "Все овцы — не хищники."
Вывод: "Все волки — не овцы, все овцы — не волки."

Или:
Посылка 1: "Настоящие спелые яблоки съедобны."
Посылка 2: "Спелые яблоки, сделанные из папье-маше, несъедобны."
Вывод: "Спелые яблоки из папье-маше и настоящие спелые яблоки — это не одно и то же" :)

Если же в одну из посылок будет введена правда, а в другую — ложь, то и в выводе получится ложь. Потому и говорят: "Ложка дёгтя портит бочку мёда".

А вот если в обе посылки ввели ложную информацию, то уже нельзя предугадать, что из этой смеси получится — ложь или правда. Смотря какую ложь ввели...

Например, в ту же конструкцию подставили две ЛОЖНЫЕ посылки:
Посылка 1: "Все ягоды ядовиты."
Посылка 2: "Все грибы не ядовиты."
Вывод: "Все ягоды — не грибы, все грибы — не ягоды." (Или, если сформулировать иначе: "Ни одна ягода не является грибом, ни один гриб не является ягодой.")

Всякий человек, хоть немного знающий природу ягод и грибов, сразу поймёт, что обе посылки — наглое враньё: среди ягод есть ядовитые и неядовитые, и среди грибов тоже есть ядовитые и неядовитые. Но эти два ложных суждения находятся в таком соотношении между собой, что в данной логической конструкции из них по законам логики вытекает истинное суждение: ягоды и грибы — это совершенно разные вещи. "Клин клином вышибло."

Однако не с каждой парой ложных посылок может получиться такой фокус. Например:
Посылка 1: "У всех немецких овчарок белая шерсть."
Посылка 2: "Ни у одной собаки шерсть не бывает белой."
Вывод: "Все немецкие овчарки — не собаки, все собаки — не немецкие овчарки."
Здесь и посылки ложные (на самом деле у некоторых собак шерсть бывает белой, но немецким овчаркам белая шерсть не свойственна), и вывод ложный (на самом деле немецкие овчарки — это одна из пород собак). В этом примере "клин клином не вышибло".

Для того, чтобы извлечь одну правду из двух неправд, нужно подобрать не просто любые две неправды, а "друг друга обезвреживающие". Как в химической реакции, когда два опасных вещества нейтрализуют друг друга и преобразовываются в вещества безопасные: едкую кислоту нейтрализуют щелочью, или едкую щелочь — кислотой.

Дже Сухо оказался в ситуации, когда ему нужно привести Шим Бони к правдивому выводу, к истинному суждению. Но ни одно истинное суждение, которое он может использовать как посылку, для этой цели не подходит: Шим Бони не верит в истинность этих суждений. Зато у Шим Бони есть великое множество ложных суждений, которые кажутся истиной в её глазах. Дже Сухо нашёл среди этих ложных суждений те, которые при взаимодействии между собой могут создать "клин-клином-вышибание", так что если их ввести в нужную конструкцию, то они дадут правильный, истинный вывод...

1-й этап логического рассуждения.
Посылка А: "Шаман сказал тебе, что человек, который родился в год Тигра, станет для тебя живым талисманом, нейтрализует твою неудачливость и передаст тебе свою удачу."
Посылка Б: "Я родился в год Тигра."
Вывод: "Я — твой талисман. Мы будем вместе — и всё будет хорошо."

2-й этап логического рассуждения.
Посылка А: "Ты веришь в приметы и соблюдаешь обряды, ходишь к шаману и веришь его словам, и всё это с единственной целью — чтобы защититься от неудачи."
Посылка Б: "Я защищаю тебя от неудачи."
Вывод: "Не надо верить в приметы, не надо верить в шамана. Верь в меня."

Так он "перевёл стрелки" её размышлений на другое направление и проложил для неё мостки в другой мир — в тот мир, в котором мыслил он сам и который был спасением для Шим Бони.

Всё это Дже Сухо высказал со своей обычной абсолютно твёрдой убеждённостью. И это тоже очень важно. Ведь шаман проводил воздействие на Шим Бони по двум каналам — логическому и психологическому. Со стороны логики он подсовывал софизмы, то есть рассуждения с подвохом, а со стороны психологии — давил своим властным характером и чувством полнейшей убеждённости в своей правоте. Таким образом, для того, чтобы освободить Шим Бони от внедрённых в неё "вирусов", необходим был "антивирус" тоже с двух сторон, по двум каналам: и по логическому, и по психологическому. Если будет "антивирус" только в плане психологии, он не сможет вылечить, потому что логика останется заражённой и "вирус" будет продолжать действовать через неё. А если будет "антивирус" только в плане логики, то он вылечит только логику, но психология останется в прежнем, заражённом состоянии, открытом для "вируса". Это только кажется, что если человеку сказать разумное слово, то до него непременно дойдёт... Для того, чтобы человек воздействовал на человека — любым воздействием, хоть вредным, хоть полезным, — одной логической убедительности рассуждений мало, хоть она и важна. Как говорится в математике: "необходимо, но не достаточно". Нужна ещё и психологическая сила в высказывании, убедительность не умственного, а чисто душевного порядка. Способность ясно мыслить человек может потерять. Способность чувствовать — не потеряет никогда.

"Клин клином вышибают." На всякую силу найдётся другая сила. Шаман был искренне уверен, что он лучше всех знает жизнь, знает, по каким закономерностям она течёт, и потому он имеет полное право властвовать над другими людьми и указывать им, что делать. И этой убеждённостью он задавливал сомневающихся, сбитых с толку, шокированных, растерянных, неуверенных, нетвёрдых, психологически более слабых, чем он, людей. До тех пор, пока не напоролся на другого человека, не менее сильного характером и ещё более уверенного в своей правоте — на Дже Сухо. Что у этого тихого и скромного работяги-трудоголика на самом деле очень даже властный тигриный характер — это чувствовали на себе все его сотрудники, которых он гонял до седьмого пота. "Я же не требую от вас ничего запредельного. Просто сделайте всё, как надо." — спокойно, но совершенно безапелляционно говорил он. При этом не учитывая и даже не понимая, что "просто как надо" по его меркам — это по меркам любого обычного человека запредельный идеал. Да и не мог он этого понять, поскольку сам ежедневно выдавал на-гора этот самый идеал, трудясь больше всех. Говорят, гениям всё легко... Ничего подобного. Гений делает с большим трудом и огромным напряжением то, что обычным людям просто не под силу. Как в том анекдоте: "Внедорожник — это автомобиль, который застрянет там, куда все остальные автомобили просто не доедут...")) Поэтому убеждённость в своей правоте у Дже Сухо была железная, алмазная, пуленепробиваемая и водонепроницаемая. Причём основанная не на пустопорожней самоуверенности, а на твёрдом знании, на чёткой и ясной логике, на опыте всей его жизни. Он верил в силу человеческого разума, потому что чувствовал её в себе, как нечто несомненно реально существующее и совершенно естественное. И для того, чтобы твёрдо держаться за свои убеждения, ему не нужна была вера слепая и безрассудная, как в религии или суеверии, — у него в руках было нечто более сильное, чем сила безрассудства. Потому-то, что бы он ни говорил, в нём всегда чувствовалась непоколебимая убеждённость, за его плечами всегда стояла всемогущая сила. Великая сила разума.

Пока Шим Бони находилась в лабиринте софистических логических построений, вся эта мощь психологического воздействия была для неё как ветер за оконным стеклом. Но как только логический маршрут выхода из лабиринта был выстроен, "окно открылось", и энергия убеждённости гения Дже Сухо, с его светлыми и чистыми понятиями, с его жизнеутверждающим настроем творца, хлынула в это окно, как свежий ветер, сметая на пути всё лишнее, ненужное, вредное. И Шим Бони воспряла духом: у неё вновь появились силы верить в то, во что она всегда хотела верить сама, идти тем путём, к которому она сама всегда тянулась. Она снова поверила в то, что она может быть счастливой, не принося при этом несчастья кому-то другому, что она может жить, как душа просит, светло и честно. Страх постепенно отступал, и на его место приходили мечты — простые, красивые, здоровые, нормальные человеческие.

Я хочу, чтобы мой настоящий друг
Оставался со мною в любой беде,
Чтобы были лесные цветы вокруг,
А дорога спешила к дому...
Я хочу, чтобы мой настоящий друг
Оставался со мною в любой беде,
А когда улыбаются все вокруг,
Чтобы он улыбался тоже...
Улыбался...

Это песня из сказки "Весёлое сновидение" как нельзя лучше передаёт чувства Шим Бони, словно создана для неё. Шим Бони рядом с Дже Сухо впервые за долгие годы почувствовала себя защищённой. А Дже Сухо рядом с Шим Бони впервые почувствовал себя настоящим Тигром, защитником слабых. Он поддерживал её мечты и постепенно воплощал их в жизнь — упорно, настойчиво, прилагая всю свою изобретательность и весь свой тигриный характер. Он убеждал Шим Бони, как тот Пионер-шахматист убеждал своего робкого друга, Принца-принцессу шахматного королевства:

Пусть кругом ночная тишина,
Пусть грозят бедой дороги эти,
Королевство дружбы есть на свете -
Самая хорошая страна.
Королевство дружбы есть на свете -
Самая хорошая страна.

В этом королевстве круглый год
Солнца свет и небо голубое.
В королевстве дружбы нам с тобою
Завтра непременно повезёт!
В королевстве дружбы нам с тобою
Завтра непременно повезёт!

Правда, в дораме было не королевство дружбы, а королевство любви, но какая разница? Все они из одного лукошка... Дружба и любовь — оба эти чувства стоят на одном фундаменте: на взаимоподдержке, взаимовыручке, взаимной заботе. Кто не умеет быть настоящим другом, тот и возлюбленным будет не ахти каким. Кто не умеет ценить дружбу, тот и на настоящую любовь не способен. Потому что настоящая любовь включает в себя дружбу как составную часть.

Те серии "Удачного романа", где Шим Бони и Дже Сухо вместе, счастливы и борются за своё счастье, — это сплошное восхищение! Они действительно создают вокруг себя "королевство любви". И, как все влюблённые, начинают выглядеть немножко не от мира сего, они становятся гражданами и жителями "самой хорошей страны". И эта любовь действительно делает их сильнее, крепче, устойчивее. В этом королевстве им везёт. Не зря говорят в русском народе: "Где двое вместе, там сила трёх".

Эти несколько серий — высокий образец, квинтэссенция, апофеоз лучезарной романтики и милашества. Именно так и выглядят, так и ведут себя настоящие влюблённые пары: милые, немножко смешные, немножко чудные — и прекрасные в этом своём чудачестве. Хотя, конечно, у кого как. Люди разные, и любовь у них разная. Так мило чудить могут только те счастливые пары, кто живут в мирное, безопасное время, кто могут верить друг другу без оглядки, у кого совесть безмятежно чиста.

Но враг не дремлет! Мало создать королевство любви — его ещё надо защитить! Хакер-шаман, обнаружив, что дела у его подопечной пошли как-то слишком весело и жизнерадостно, что явно выбивается из его мрачных теорий, взялся подгонять непокорную практику под строгие мерки своей теории и рушить счастье, в кои-то веки засиявшее перед Шим Бони... Нет, он не питал к этой безобидной девчонке никакой личной злобы. Даже наоборот. Увидев, что Шим Бони успешно выполнила задание — "заарканила Тигра", шаман невольно проникся к ней некоей симпатией. (Хотя на самом деле Шим Бони с Дже Сухо "провели ночь вместе" совсем не в том смысле, в каком ожидал шаман, но он своим "всевидящим оком" этого не узрел.) И когда Шим Бони, поблагодарив шамана за "мудрые наставления", ушла, он даже помолился за неё, "бедную невезучую девочку". Почему? Потому что она польстила его самолюбию. Подтвердила правильность его теорий и расчётов, его властолюбие потешила. Он же не из высоких побуждений, а из властолюбия шаманством занимался, ему нравилось держать в руках нити управления людьми. И какое-то время он пребывал в благодушном настроении... Пока не обнаружил, что его подопечная, его подчинённая, его "захваченный компьютер" выходит из-под контроля! Она верит своему живому талисману-Тигру больше, чем шаману! Она больше не хочет покорно выполнять чужие приказы, она хочет идти по жизни своим путём! В сердце шамана тут же всякие симпатии развеялись, как дым, а на их место пришли гнев и сдержанная ярость. Бунт надо подавить, вольнодумство уничтожить! Разумеется, разрушить счастье Шим Бони надо её же собственными руками... Ты чего, забылась, увлеклась, вообразила, что тебе дозволено быть счастливой? Что, хочешь жить честно и любить по-серьёзному? Быть чуткой и верной возлюбленной, делить с любимым счастье и горе пополам, выйти замуж, создать семью и так далее и тому подобное? Чушь! Немедленно брось своего любимого! Что хочешь ему наври, но брось его, расстанься с ним! Иначе твоя неудачливая натура втянет всю его энергию удачи, как чёрная дыра, и он погибнет! Да, ты и твоя сестра будете благополучны, но — за счёт принесения твоего любимого в жертву! Ты этого хочешь?

К удивлению бывалого "хакера душ человеческих", новый "вирус", созданный по уже проверенной, отработанной, заведомо эффективной схеме и пущенный по давно налаженным каналам, на сей раз не смог взять под контроль отбившийся от рук "компьютер". Что-то новое появилось в "программном обеспечении" жертвы. Она испугана, дрожит, но борется со страхом, она не хочет верить внушению, не хочет поддаваться мрачному давлению. Она уже не та бессильная жертва, какой была, а пусть неопытный и слабый, но борец! Она даёт отпор! Пока что он даётся ей трудно, отчаянным напряжением. Но всё же ей удаётся "поставить щит". Она уходит не подчинившейся. И "хакер" в гневе бросает ей вслед: "Ты ещё убедишься, что я прав!" В переводе на обычный язык: "Ты ещё приползёшь на коленках умолять меня о прощении!"

И эта последняя фраза "Ты ещё убедишься, что я прав!" заседает в памяти Шим Бони. Она не верит, не хочет верить этим коварным словам... Она хочет верить в то, о чём говорил Дже Сухо. Но её новая убеждённость пока ещё свежая, неокрепшая, незатвердевшая. И слова шамана беспокоят её. Этого шаману достаточно. Теперь любая неудача, большая или маленькая, которая встретится на пути Дже Сухо, будет превращаться в каплю сомнения в душе Шим Бони. Не бывает путь человека гладким и беспрепятственным, что-нибудь да случится такое, что вернёт Шим Бони её страх! И тогда уже неважно, вернётся Шим Бони к шаману или нет, главное — что она вновь поверит в его иезуитскую теорию, а как только поверит, исполнит его волю, и тем самым подтвердит его правоту — всей своей жизнью!

Почему для шамана было так важно, чтобы жизнь Шим Бони пошла именно по той колее, которую он предсказал? Зачем ему это было нужно? Чтобы в его руках было наглядное доказательство его шаманской прозорливости и могущества, чтобы другие люди верили ему? Или... чтобы не пошатнулась его собственная вера в свою всемогущую власть и свою абсолютную безошибочность суждений о людях, о мироздании и о судьбе? Ведь вся его сила воздействия на других людей покоилась на вере в себя. А признать, что Шим Бони может быть счастлива просто так, без всяких жертвоприношений, для него означало бы признать ошибочность своих первоначальных суждений о ней и о её жизненном пути. Конечно, это ещё не означало полного крушения всей его теории — теорию можно подкорректировать, подправить для пущей "корреляции" с практикой... Но для шамана это значило, что он уже не утверждает себя, а приспосабливается, перестраивается. Это обидно! С какой стати?! Всё было так безмятежно и благополучно, картина мира была так беспросветно мрачна, и тут вдруг бац — луч света в тёмном царстве, это что за диссонанс?! Устранить! А не удаётся...

Что за человек вообще был этот шаман? Откуда он брал свои якобы ясновидческие прозрения, детали из реальной жизни своих клиентов? Может, он просто жулик, умеющий ловко собирать информацию об интересующих его людях? Кто его знает, куда он уходил из своего домишка на несколько дней кряду, — действительно "на молитву", как об этом свидетельствовала записка на дверях, или на разведку? Или может, ему и правда мерещились перед третьим глазом какие-то картины прошлого и вещие знаки будущего, которые он, в силу своего мутного мировоззрения, неизменно трактовал в мрачную сторону? Как в дораме "Повесть о Чумоне", где жрица-ясновидица узрела некий загадочный вещий знак. Она так и не смогла понять, что он предвещает — крушение государства или укрепление государства. Но, в силу своего мировоззрения, на всякий случай решила, что предвещается крушение, и пришла к выводу, что надо убрать подальше одного шибко полезного для страны героя, — дабы не создавал конкуренцию существующей власти, а то мало ли что... В итоге она своими же руками создала предпосылки для крушения государства. Лучше бы не занималась ясновидением... Какой жрец, такие и его предсказания!

Создатели дорамы оставляют образ шамана в меру загадочным. Каждый зритель, каким бы он ни был — или материалистом, или человеком религиозным, или любителем всякого непознанного, — может строить предположения о мышлении шамана в ту сторону, которая представляется ему наиболее близкой к реальности. Свобода выбора здесь полная. Если шаман был жулик — значит, ненависть к Дже Сухо и борьба против его влияния происходила из страха, что жульничество раскроется и доходный бизнес пойдёт прахом. Если шаману и правда что-то там мерещилось и он сам верил в свой провидческий дар, а Дже Сухо пошатнул его уверенность, — тогда ещё хуже, в таком случае со стороны шамана была ненависть принципиальная, борьба за всё плохое против всего хорошего. Очевидно-ясно одно: в любом случае шаман был изрядный мерзавец, вдобавок крепко убеждённый в своей правоте, и для него на первом месте было вовсе не счастье и благополучие Шим Бони (как, впрочем, и любой другой клиентки), а его личная победа в борьбе с Дже Сухо.

Мысль человеческая, чья бы она ни была, может быть слабой и бессильной, а может стать и двигателем событий... Так или иначе, но после того, как шаман взбесился и загорелся желанием доказать свои мрачные предсказания, у Дже Сухо действительно начались неприятности и бедствия одно другого крупнее и серьёзнее. Естественно, бедная Шим Бони не смогла устоять перед лицом "столь наглядных доказательств" и взяла на себя вину за всё на свете. И вместо того, чтобы поддержать своего любимого в трудную минуту, постаралась отдалиться от него, "унося с собой источник беды". Так сработала обновлённая версия всё того же "мировоззренческого вируса", основанного на типичном поведении "правильной благовоспитанной кореянки" — взятии вины на себя, самобичевании и самоустранении, — и доведённом до полного абсурда...

Храбрый Тигр Дже Сухо не знал, в какую опасную битву он ввязался, взявшись вытаскивать несчастную девушку из паутины гибельных заблуждений. Он был убеждённым материалистом, поэтому не верил в то, что чьи-то злые мысли могут накликать беду. А впрочем, даже если бы он и верил в такое, это бы его не остановило. Дже Сухо, в обычном состоянии такой обострённо-восприимчивый и ранимый, становился на удивление стойким и выносливым, когда у него было дело, в которое он погружался с головой, делаясь совершенно нечувствительным к любым неприятностям. Он весь превращался в одно устремление, и любые трудности, препятствия, неприятности воспринимал просто как обстановку, в которой приходится действовать, и не более того. Его не смущали неудачи, его не лишали бодрости духа даже несчастья, если ему было ради чего трудиться и было за что бороться. Даже если на его голову свалятся все беды мира, он не отступит, не повернёт назад, он просто "откорректирует маршрут соответственно изменившемуся рельефу местности", и  упорно и настойчиво пойдёт всё к той же цели! Он же гений, у него всё проявляется в высшей степени, — и устремлённость тоже.

Недаром ещё в первой серии дорамы, сделанной в духе "и почему мы смотрим этот бред", была весьма показательная сцена, когда Шим Бони и Дже Сухо в первый раз столкнулись — в буквальном смысле слова, да ещё как столкнулись! Любой другой человек на месте Дже Сухо как минимум возмутился бы. А он... перенёс произошедшее с полным спокойствием, никак не отреагировал, даже не обратил внимания. Всё это было для него несущественно, потому что он торопился на важное мероприятие, ему надо было успеть добраться, по дороге ещё раз продумать всё необходимое, — в общем, у него все мысли были там, а не здесь.

Раньше главным делом в жизни для Дже Сухо была его работа, его программистское творчество. Теперь для него главным делом жизни стала любовь к Шим Бони, забота о ней, стремление сделать её счастливой. Он посвятил всего себя этому делу, с головой ушёл в это устремление. Потому и поведение любимой, и бедствия со всех сторон, — всё, что другого человека могло выбить из колеи, привести в растерянность, разочаровать, — на его устремлённость подействовало не больше, чем... Как у Чуковского в "Путанице" пожар тушили: "пирогами, и блинами, и сушёными грибами", — безрезультатность та же самая.

И тут вновь ему пригодилось его умение осваивать незнакомые просторы. На сей раз — незнакомые просторы не в области логики, а в области психологии. Прежде Дже Сухо сумел разобраться в мировоззрении Шим Бони, понять, какой логический софизм опутал её сознание, и смог освободить её ум от воздействия этого софизма. Теперь Дже Сухо пришлось разбираться уже не в уме, а в чувствах Шим Бони, чтобы понять, как надо обращаться с её чувствами, чтобы развязать запутавшиеся узлы и освободить её душу от гнёта страхов.

Поначалу Дже Сухо пытался по-прежнему действовать своим обычным, многократно проверенным и всегда эффективным методом: неуклонной настойчивостью и прямолинейным напором, помноженными на убеждённость в своей правоте. Он действовал с такой энергией, которой можно было бы свернуть горы! Но оказалось, что свернуть горы гораздо легче, чем свернуть упорство зациклившейся на навязчивой идее Шим Бони. Ибо на самом деле в этой хрупкой, беззащитной и внушаемой девчонке жили сила упорства и способность твёрдо следовать своим убеждениям ничуть не меньшие, чем у Дже Сухо. Одного поля ягоды...

Когда Дже Сухо увидел всю тяжесть ситуации и убедился, что старая программа больше не сработает, сколько её ни обновляй, он принялся за разработку принципиально новой программы. Он не стал своей напористостью пугать ещё больше и без того перепуганного человека. Пусть отдохнёт! Пусть успокоится... Ночь пройдёт, наступит утро ясное, которое вечера мудренее! Главное — что она теперь среди надёжных друзей, в безопасном месте, а враг больше не влияет на неё, не может навнушать ей чего-то нового и создать новые проблемы. Это главное. "Состояние тяжёлое, но стабильное." Хуже, чем есть, уже не будет. А те проблемы, что есть, будем решать неспеша. Последовательно. Но неуклонно!

Дже Сухо дал возможность жизни какое-то время течь своим естественным ходом, но он не сложил руки. Он отпустил Шим Бони. Но он не бросил её. Он больше не пытался штурмовать её сугубо логическими доказательствами. Пусть всё докажет сама жизнь! Жизнь в доброй обстановке, с хорошими людьми, с любимой сестрой, с верным другом постепенно лечила её издёрганную и израненную душу, плохие воспоминания отступали в прошлое. А в это время её любимый, упорно трудясь, издалека доказывал ей своей жизнью, что все страхи — пустышка, что всё преодолимо. Он готовил надёжную почву для будущей встречи.

Вот уж на что не люблю типичный ромкомовский "период разлуки перед счастливым концом", но  здесь он совершенно уместен и логически обоснован. Естественно вытекает из всех предыдущих событий, из характеров действующих лиц, из самой проблемы как таковой. Иначе просто никак. Молодец сценарист, вот это разработка с умом! Уважаю! Да и показали период разлуки коротко, в общих чертах и по сути, без размазываний по тарелке.

"Терпение и труд всё перетрут!" Расчёт Дже Сухо полностью оправдался. Новая программа-антивирус сработала блестяще. Это я про обе программы говорю — и про компьютерную, и про психологическую. И, кстати, что примечательно, обе программы он разрабатывал не в одиночку, а в небольшом творческом коллективе. Для того, чтобы запустить в компьютер мощный вирус, который недосягаемо заблокирует в нём всё и вся, достаточно одного-единственного тусклого человечка с неживым лицом. Но для того, чтобы устранить этот вирус, нужен не просто гений, а два гения. Так и в психологии. Для того, чтобы запустить в сознание человека вирус, который превратит в безвыходный лабиринт всё его мышление, иногда достаточно одного-единственного врага с хорошо подвешенным языком. Но для того, чтобы этот вирус уничтожить, нужен не просто любящий, понимающий и заботливый человек, а два любящих, понимающих и заботливых человека. А ещё лучше — три! Из которых каждый талантлив по-своему. Единение многих над одной проблемой — это сила!

Финал дорамы сияет нежностью, ликующим счастьем и решительной смелостью перед лицом будущего. Это — победа! Полная и окончательная. Точно как в песне из всё того же "Весёлого сновидения":

Если счастье друга — твой пароль,
Если верит друг в твою отвагу,
Если враг бежит, бросая шпагу —
В королевстве дружбы ты король!
Если враг бежит, бросая шпагу —
В королевстве дружбы ты король!

Именно так всё и было. Враг бежал с поля боя, разбитый морально. Он не раскаялся, но его иллюзии начали рушиться: он осознал, что он далеко не всесилен и всемудр, что явно не все нити жизни у него в руках. Победившая любовь расцветает снова. Все помирились. Все нашли свой жизненный путь. И неважно, что так неуклюжа формулировка идеи, которая высказывается в последней серии:
"- Ну, готовься, любимый! Теперь я буду думать только о своём собственном счастье!
- Это правильный ответ."
Пугай-пугай, не страшно))) Такой самоотверженной и заботливой девушке, как Шим Бони, превращение в эгоистку не грозит. Просто она придёт к золотой середине между двумя крайностями, которыми страдают многие люди, — самоистязанием и самовлюблённостью — и наконец-то станет нормальным человеком, который умеет идти по жизни с поднятой головой, твёрдым и уверенным шагом, в душевном равновесии, не мучая понапрасну ни себя, ни других. И тогда все будут счастливы! Крепость духа, любовь к людям в сердце и честные, здоровые понятия в голове — самые лучшие талисманы на свете.

******

Продолжение следует! Читайте вторую часть рецензии, которая опубликована на этом же сайте как отдельная, ещё одна рецензия.
Пока ничего нет, Обсудить
Автор: Иль Дже Ми
Аватар Иль Дже Ми
Все отзывы Иль Дже Ми 42
Все отзывы на Удачный роман
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 16.07.21

Меню