Отзыв на дораму Легенда пустыни Гоби

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

Наверное, многие не раз убеждались в том, что не стоит читать описание фильма до просмотра. Лучше не читайте. Потому как чудесные подарки порой попадают в наши руки случайно и просто так…

Пробежала глазами аннотацию уже после того, как фильм был посмотрен, и удивилась. Нет, никакой это не боевик, конечно; не псевдоистория и не прискучившее фэнтэзи.
Может статься, фильм вообще вне жанров. Да и к какому жанру вы бы отнесли, к примеру, ожившую на экране песнь сказителя, со всем буйством красок и звуков? А ведь певцы древности могли сплетать слова и подбирать мелодии так, что дальние миры оживали в воображении, а те, кто услышали их пение получали благословение небес.

Вот и сейчас хочется просто закрыть глаза, улыбнуться, услышать шепот ветра и трав, почувствовать тёплые лучи солнца на своём лице и вспомнить те нежные, грозные, завораживающие звуки - бескорыстные, бесконечные, как сама степь.

Фильм - сказка о золотом веке. Не для детей, быть может. Из-за нескольких довольно жёстких эпизодов (кто посмотрел, знает - их, собственно, немного; но от них долго не по себе). Возможно, это преднамеренная «пощёчина» вкусам нашего пресыщенного и избалованного общества.

Но не это главное.

«Легенда пустыни Гоби» - редкостное произведение. Полное совершенно несказанной красоты и степного раздолья... Почти колдовство. Словно оживает на глазах знакомая с детства иллюстрация к «Джангару», где изображена мифическая страна Бумба. И вот, уже видны яркие терема ханской столицы и изумрудные озёра, огромные табуны гнедых лошадей и парящие в небе орлы...

Невозможно пересказать сюжетную канву этой истории, не исказив смысла. Фильм, конечно, вовсе не о том, как сумасбродный хан в одночасье решил запретить своим подданным слушать музыку. Не о том, как могущественный советник сам позарился на трон и сплёл сеть, чтобы поймать наивного правителя. Не о том, как распущенный деспот не смог устоять перед очарованием молодой красавицы. И даже не о том, что в итоге народная «ярость благородная» забила ключом))
Говорят, «в мире гораздо больше странного, он гораздо безумнее, сложнее, гораздо лучше и опаснее». И это стоит признать.

Легенда гласит, что на месте пустыни Гоби в глубокой древности была цветущая долина. Обитающие на этой земле племена подчинялись касте вождей, которая состояла из мудрецов и поэтов, знавших тайны игры на струнах.
В центре фильма – тайна прихода в мир тех мастеров, кого творец наградил талантом. Здесь их трое: поэт-отступник, поэт-узник и поэт-изгнанник.
Те самые «свет нежности» и «тайна долгого пути» каждого из них (если здесь к месту вспомнить эти строки) теперь перед нашими глазами…

Поэт-отступник - центральный персонаж. Хотя поначалу мы даже и не знаем, что в его душе - великий дар. Он отказывается от него и выбирает власть. Но поэтическая натура всё равно исподволь прорывается порой едва заметными жестами, порой - бурными выплесками. Стремительность, молниеносность бросков, порывистость и «пугающая чуткость» – в нём подспудно чувствуется звучащая музыка. Поразительно красив эпизод, когда он «разговаривает» со своей будущей избранницей почти «поющими» стрелами, словно очерчивающими пространство вокруг неё: не уходи, есть только ты, «ты – моя мелодия»... Ту, которая стала посланной свыше мечтой, он добивается яростно, безмерно и беззаветно. Только она одна способна вывести из отчаяния и излечить его душу.
Дрогнет ли сердце красавицы? Отчего оно дрогнет? И как долго можно простоять на краю, глядя в чёрную пропасть?

Поэт-узник возникает почти в первых кадрах, но становится заметным ближе к середине фильма. Однако мы как будто знаем, он непременно ещё появится - его не может не быть. Он – «дитя добра и света».
Лучшее, что есть в фильме – эпизод, где он играет свою мелодию за красным покрывалом. В нём есть какая-то «одичалая прелесть». Слушать эту безбрежную песнь – тяжело, больно и сладостно. Весь мир полнится ею. Трепетные, тонкие, таинственные, отчаянные, неукротимые звуки ранят и врачуют. С этой песней из мрачного подземелья на волю льётся последнее откровение о жизни. И надежда, что где-то далеко есть те, кто ждёт, кто сможет услышать и понять.
Легко можно догадаться: вольную птицу в клетке не удержать – она вырвется на волю рано или поздно. То пропадёт, то улетит ввысь, зачарует, заворожит.
Смолкнувшие струны ждут прикосновения его рук, горит жаркий огонь, волшебные, неземные звуки вновь летят к небесам. И кровь леденеет при той мысли, что «бродят бешеные волки по дорогам скрипачей» …

Поэт-изгнанник появляется ближе к финалу. Когда-то он исчез словно вода в песке; и чтобы спасти древнее умение от преследований, раз за разом искал и находил для своих людей временные пристанища. «Когда не видел я ни дерзости, ни сил, когда все под ярмом клонили молча выи, я уходил в страну молчанья и могил, в века загадочно былые». Это мудрец. Только он в силах сделать так, чтобы бесприютная птица вернулась к родному крову. Только он способен разглядеть избранника, призванного «вернуть людям мир и покой».
Песнь поэта-изгнанника – призыв: нежный, спасительный, окрыляющий, величавый. Как родник, пробившийся сквозь камни. У Гумилева древние пророки солнце останавливали словом, а здесь - грозная битва остановлена тонкой пронзительной мелодией.

В русской озвучке инструмент, на котором играют главные герои, назван скрипкой. Этому есть много возражений. Но скорее всего такой вариант и есть самый подходящий. Двухструнный смычковый музыкальный инструмент пришёл из глубокой древности. Кто знает, как он был назван своими создателями?
Для потомков он стал сакрален. Монголы и буряты назвали его морин хуур, калмыки – икэл, тувинцы – игиль, саха-якуты – кылысах. Он исцеляет души. Его называют творцом плачущих и ликующих, изумительных и очаровывающих звуков.

Может быть, эти мелодии – отзвук потерянной в песках Гоби «лучезарной земли»? И какая бы ночь ни нависала над сердцем, перед музыкой она беззащитна.

Послушав мелодию морин хуура, верблюдица плачет и принимает отвергнутого детёныша.

Детёныш, дитя… Возможно, музыка — это такое же чудо, как и рождение ребёнка. В этом смысле символизм фильма потрясающ.

Финал возвращает нас к одному из начальных эпизодов, который сначала показался второстепенным. Страшно и светло. Исполнился замысел небес. Этот замысел прекрасен. И - оторопь берёт, но всё же… посмотрите.

…Это рана в душе, которую не нужно врачевать. Потому что раненая душа обрела самое лучшее на земле – музыку и любовь.
Автор: Olga Tihonova
Аватар Olga Tihonova
Все отзывы Olga Tihonova 20
Все отзывы на Легенда пустыни Гоби
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 04.01.22

Меню