Ярмарка честолюбия
"Человек меньше всего похож на себя, когда говорит от своего имени. Но дайте ему маску, и он расскажет всю правду".
Оскар Уайльд
Роскошная история о соблазнах. Трагедия предательства и торжество возмездия. Неожиданное сияние любви в пламени интриг и лжи. "Чёрная невеста", или "Невеста в чёрном", - полная метафор и аллюзий завораживающая композиция в изысканном чёрно-золотом обрамлении, истинно шекспировская драма, затрагивающая философию брака и человеческих характеров.
Дорама вызвала у меня не поддающееся описанию восхищение. Никогда прежде не видела столь элегантной и богатой на смыслы и оттенки кинокартины. Здесь выдержано всё: лаконичная и оттого глубокая история; сложные портреты героев, у каждого из которых за плечами - почти половина прожитой жизни и настоящий каскад переживаний и причин; переплетение сюжетных линий, тончайшим кружевом рождающее новый взгляд на хорошо известные вещи.
"Невеста" о многом заставляет задуматься. Она говорит о браке, о семье, о любви. Она рисует портреты не столько мужчин, сколько женщин (их среди героев подавляющее большинство), размышляя о природе человеческих решений, о мотивах их сердец, о свободе выбора и ответственности за свои поступки. Она показывает два противоположных образа: женщины, строящей карьеру (неважно, какую: денежную или политическую), и женщины - жены и матери. Несомненно, каждый сделает свои выводы, ибо "Невеста" не даёт однозначного ответа. Но это противопоставление в сериале отлично резкой контрастностью и ненавязчиво подталкивает к мысли, что никогда мечтающая об успехе карьеристка не станет ни хорошей матерью ни женой.
Картинка в сериале просто завораживает; образно показанное искушение, оплетающее все порывы героев и их игры человеческими судьбами, дополнено вкрадчивыми аккордами лукавой и удивительно-тоскливой "Wicked" Seorae, не раз звучащей втечение дорамы. Даже исполнение актёров здесь тонкое и ненавязчивое, жизненное и какое-то даже обыденное, при этом, конечно, потрясающе талантливое.
Завязка истории была для меня иронией: я сначала не поверила, что такую, как Со Хе Сын, можно бросить. От таких женщин - воплощенных матерей и жен - не уходят. Верных, красивых, терпеливых и ласковых женщин не предают. Подумала и... рассмеялась. С горечью. Потому что такая история имела место в жизни и не раз была мне рассказана самыми близкими людьми.
Так что да: таких, как Хе Сын, предают. Таких оставляют. Таким разбивают сердца. Её муж, откровенно говоря, был довольно слабым человеком. Он поддался искушению и предал верную супругу; он позволил собой манипулировать и до конца не верил в корыстные цели своей возлюбленной; лишившись доброго имени, он не набрался смелости подняться и решить созданные проблемы, а убил себя, бросив семью без поддержки и оставив жену разбираться с его долгами.
Я понимаю боль главной героини, её упорство в том, чтобы заставить виновных платить по счетам. Я понимаю её жажду спокойной жизни. Но второе название дорамы не зря звучит, как "Повторный брак и желания" ("Remarriage & Desires"), так что это не история силы духа. Это история о втором шансе.
Мне положительно нравится то, что среди героев нет ни одного молодого и юного. Все они - состоявшиеся личности, которым далеко за тридцать и за сорок; взрослые, порой даже пожилые, со своим грузом проблем и устоявшимися взглядами на жизнь. Их погоня за выгодой не выглядит ребячеством или капризом, для них - и это чувствуется - она давно стала не только нормой, но и смыслом жизни. Прожженные циники, пресыщенные сибариты, избалованные, жадные, бесчувственные - они показаны достоверно и ярко. Героев относительно много, и их истории пазлом собираются вокруг основной линии повествования: борьбы за выгодный брачный контракт в элитном агентстве "Rex".
Хорошая игра слов положена в название. Правильный перевод "The Bride of Black" - это не "Чёрная невеста" и даже не "Невеста в чёрном", а "Невеста Чёрного". Чёрный, Black, - это клиент "Rex" премиум-класса, главный, образно говоря, трофей, за который и сражаются почти все участницы клуба. И вопрос, кого он выберет, постепенно становится первой интригой истории. Хотя изначальная битва между двумя главными героинями тянется через весь сериал красной лентой, снова и снова возвращая к трагедии, которая может постичь брак.
"Жизнь - это череда решений". Вы наверняка часто это слышали. Брак - это тоже решение. И за ним следует результат. Успех или неудача... Правда ли, что развод - это неудача? Может, настоящая неудача - остаться в браке, полном сожалений? Развод не является неудачей. Развод - это возможность. Возможность для победы.
Довольно циничные слова, слова расчетливого человека, для которого брак - это стратегия, а не союз. Для которого важны гарантии, дарованные контрактом, пункты договора, уверенность в завтрашнем дне. В его сознании нет места чувствам, искренним порывам, доверию и привязанности. Но...
Слова директора Чхве Ю Сун не были для меня откровением, я их относительно часто встречаю и в художественном искусстве и в жизни. Не задели они меня и за живое. Но я была слишком заинтересована основной интригой, чтобы придать значение чёткой позиции директора Чхве, чтобы задуматься о том, что стало первопричиной. А она стала ясна только в последних эпизодах сериала, когда ярко выделилась главная черта характера этой прекрасной героини: терпение. Я не поддерживаю таких людей, как директор Чхве, но я поневоле их уважаю. Они наблюдатели и замечательные психоаналитики, они стратеги, но при этом не манипуляторы. Меня восхищали советы, которые Чхве Ю Сун давала главной героине, её видение ситуации, её поистине женское терпение. Да, в конечном итоге меня восхищала сама героиня - неоднозначная, но чарующе-привлекательная что своими взглядами, что своим характером. Манера речи, выдержанные движения, бесшумная походка и элегантность - директор брачного агентства "Rex" украсила сериал настоящим бриллиантом.
Откровением на грани шока для меня в этой дораме была Джин Ю Хи. Вот уж никак не ожидала от Чон Ю Джин столь виртуозно показанной, жадной до власти и денег, продажной стервы (хотя она и в "W" вполне тянула на таковую). Её хотелось убить при каждом её появлении. Женщина, осознающая свою, простите за штамп, роковую красоту, знойная (снова сорри за штамп) красотка, играющая на страсти мужчин, умная, циничная (да) и очень-очень целеустремлённая.
Мне не нравилась её абсолютная аморальность. Причём преподносимая так, что рядом с ней чувствовуешь себя жалкой занудливой моралисткой. Мне не нравились её невозмутимое манипулирование людьми, её высокомерие и пренебрежительное отношение к людям. Нужно заметить, мотивы и порывы Ю Хи имеют и ясное объяснение и причину, позволяющую понять, почему она стала именно такой, отчего намеренно выбрала такую дорогу. И всё же, положа руку на сердце: это её не оправдывает. Она калечила судьбы людей, совершенно не задумываясь, что они такие же живые, как и она. Она довела человека до самоубийства и не жалела об этом. Жизнь другого человека вообще не играла для неё никакой роли, словно те, кто ей мешают, - какие-то насекомые, которых можно просто раздавить. Я вовсе не преувеличиваю. Ю Хи творила беззаконие, сравнимое с преступлениями коррупционеров и воров в законе, с аккуратностью и элегантностью самокоронованной царицы, но следствие её поступков не одну протагонистку доводило до ненависти. Так, что нехилая затрещина в последней серии аж вызвала у меня радостное: "Ну, наконец-то!".
Ю Хи - именно карьеристка, все цели которой завязаны на престиж. Даже жениха выбрала, руководствуясь расчётом; не просто богатого холостяка - лучшего из лучших. Её целеустремлённости позавидуют иные торпеды, но её жажда женить на себе именно Блэка имела причиной не любовь и не страсть, а гордыню. Удивительно то, что при этом она совершенно лишена гордости; открыто предлагая себя жениху, едва не силой заставляя его согласиться на брак, продавая единственную ценность, которую использовала с потрясающей выгодой, - свою красоту, она не понимает, насколько низко падает в глазах всякого, у кого есть самоуважение. Почтительное, а то и рабское отношение, которого она требует к себе, - свидетельство недолюбленной натуры, которой нужно удовлетворить чувство собственной значимости. Временами мне было жаль Ю Хи: она не знала родительской любви, она вообще понятия не имеет, что такое любовь, не знает прелести дружбы, в которой главное - доверие и взаимоуважение. По сути роль матери и жены - совершенно не её роль, потому что она не видела семьи и не знает, как её строить. В этом была её главная ошибка. Ведь Блэк искал ту, с которой хотел создать семью.
Такой же искательницой не брака, а брачного контракта была и Чун Ми Джин. Успешная, образованная, высокомерная, мерящая весь мир своей меркой и так же, как и Ю Хи, не понимающая и не знающая, что именно нужно клиенту премиум-класса. Честно говоря, я так и ждала, что в итоге, несмотря на все старания элитных клиенток, Блэк выберет именно ту, которой он и не нужен был вовсе... вначале.
И здесь должна заметить, что в "Невесте" восхитительная романтическая линия. Не она была главной интригой, но именно она всё закончила. Она штрихами нанесла, полутонами показала, нежнейшими стежками вплела в историю её лейтмотив: какая она на самом деле - жена и мать? Что такое брак? Какой должна быть семья? Что в основе - любовь или расчёт?
Одним из подаривших сильные впечатления героев для меня стал Чха Сок Джин. Положительный, бесконечно положительный герой, благородный и интеллигентный. О таком друге и спутнике мечтают многие, многих тронут его преданность любимой женщине и поддержка, которую он готов оказать везде и всегда. Воплощенный романтический герой, из тех, в реальность которых верится с трудом, но так хочется верить. Он мужчина, по-настоящему мужественный мужчина, который так и остался рыцарем, даже приняв жертву возлюбленной; тот, который нашёл в себе силы сказать не "Будь моей", а "Будь счастлива".
В отличие от него, Блэк, или Ли Хён Джу, в первых эпизодах предстает таким же циником, как и другие. Он не доверяет людям и особенно женщинам, что неудивительно, ведь его предала бывшая жена. Увлечённый работой, он не особо стремится снова вступить в брак, сводя всё общение с прекрасным полом к коротким свиданиям. Но за его недоверием видны скорее осторожность и нежелание вновь обжечься. И временами - тоскливая, слабая мечта встретить ту, что станет подругой и спутницей.
Они во многом похожи с главной героиней: оба испытали боль от предательства своих супругов, оба в одиночку растят детей, оба справляются со всем сами. Они в первую очередь хорошие родители с нереализованным потенциалом преданного спутника жизни. Если подумать: Хён Джу не был бы до глубины души ранен изменой жены, если бы для него это было чем-то незначительным. Настолько, что, я подозреваю, он был и может быть верным мужем. Да, он не искал спутницу, решив растить сына самостоятельно. Но, встретив её - ту самую, в которой разглядел себя самого, в которой увидел будущую жену и прекрасную мать, - он полюбил и смог вызвать ответные чувства.
- Когда я вот так выхожу на природу, быть в одиночестве надоедает.
- Люди вроде вас, у которых есть всё, тоже бывают одиноки?
- И что, что у меня всё есть? У меня никого нет.
Меня бесконечно восхищает какая-то взрослая сдержанность обоих героев, их взвешенные слова и поступки, их взаимоуважение и трогательное доверие. Они замечательно ладят друг с другом, с первой же встречи (даже попытка Ю Хи внести раздор между ними столкнулась с умением Хён Джу самостоятельно делать выводы, не полагаясь слепо на слова других людей); им явно интересно общение и они, образно говоря, совершенно не наблюдают часов. У них действительно общие интересы, да и говорят они на одном языке. В сериале нет ни пылких признаний, ни жарких объятий, нет ни одного поцелуя; но они здесь и не нужны. Достаточно мимолётных прикосновений и тонко показанной реакции на них; достаточно взглядов... И актёры виртуозно, не иначе, сыграли одними глазами. Как тепло они смотрели друг на друга, как замечали малейшие детали, как трогательно ревновали, завидя любимого человека с другим спутником. Их чувства не острые, не яркие - но твердые и спокойные, как гладь мирной реки. Оно и понятно, ведь оба героя довольно взрослые, и для обоих эта любовь - второй шанс. Шанс войти в тихую гавань и жить спокойно с тем, кого выбрало сердце.
- Пожалуйста, больше не пишите и не звоните мне.
- Вы о чём?
- Благодаря вам я решилась снова жить своей жизнью. Я очень благодарна вам за это.
- Постойте, я думал, наши чувства взаимны. Я ошибался? Скажите мне. Должна быть причина.
- Я просто хочу жить дальше, ни о чём не беспокоясь. Если я буду так жить, то пройдёт время, и когда-нибудь я буду довольна своей новой жизнью. Я буду помнить вас... как человека, который помог мне, когда я была на дне.
Мне сильно отзывались тонкие намёки главного героя, когда как-то сразу стало понятно, что он уже любит Хе Сын всем сердцем; эти "У меня никого нет" и "Я думал, наши чувства взаимны. Я ошибался?" по-мужски скупы, но за этой сдержанностью столь хорошо чувствовались и преданность, и удивительно-робкая жажда утешения, и надежда, что я просто пьянела от осеннего тепла любви в этой истории. Здесь хватает осени, её уютного очарования, её золотых и коричневых красок, её выдержанности и чуткого безмолвия. Вообще, конечно, несмотря на всю трагедию, пронизывающую сериал от начала и до конца, в нём много душевного тепла и чисто семейного уюта. Он действительно показал прекрасный образец того, каким может, да и должен быть брак: основанный на доверии, на чуткости, на терпении и, самое главное, - на любви.
- Когда я познакомился с Мин Джи, я подумал: "Вот что значит, когда у тебя дочь". У меня очень молчаливый сын, и мне нравилось всё, что она говорит. Захотелось быть её отцом... Не волнуйтесь. На это уйдёт какое-то время, но ситуация в фирме придёт в норму, и я тоже буду в порядке. Пожалуйста, забудьте обо всём этом и будьте счастливы. Хорошо?
- Ладно. И вы будьте счастливы, господин Ли.
Главная героиня, Со Хе Сын, - не просто женщина, бесконечно женственная и ласковая. Она Жена и она Мать. Особенно Мать. Достаточно вспомнить, в какую разъярённую тигрицу она превратилась, когда опасности подверглась любимая дочь, с какими смелостью и упорством боролась за то, чтобы преступница, разрушившая её семью, ответила за свои злодеяния, с какой чуткостью относилась к близким и друзьям. Меня восхищают её терпение, её строгий морализм, в котором ничего от занудства, её уважение к себе и другим. Она не просто прекрасный родитель - она отличный педагог. Она любит детей, и дети любят её. Именно такую ищут мужчины, которые хотят создать семью, при этом отлично понимая, что такое семья.
Не могу не отметить игру Ким Хи Сон. Это уже второй её проект, с которым я познакомилась, и, нужно признать, она не перестаёт меня восхищать. Воистину Мэрил Стрип от Кореи, красивая, элегантная и невероятно-живая. Сколько эмоций она передаёт одними глазами, как она зажигается, как выразительно играет! Наблюдать за ней - ни с чем не сравнимое удовольствие, я положительно влюбилась и в её игру, и в её голос (хотеть, хотеть проект от Netflix с ней и с Ли Чон Соком! Благо, парнишка нун у нас любит). И роль Со Хе Сын - это именно её роль, ни одна другая актриса так замечательно не передала бы этот образ.
Я могла бы ещё долго анализировать "Невесту", вспоминать все моменты и реплики, которые отозвались радостью и восторгом. Она подарила мне по-настоящему изысканное удовольствие; этот тот случай, когда было идеальным всё: история, картинка, герои, игра актёров. Мне бесконечно нравится атмосфера этой дорамы, нравятся вопросы, которые она задаёт. Нравится её звучание. Её сложно переоценить, но я всё равно убеждена, что "Невеста" не для каждого зрителя. Нужны хоть какой-то опыт, какой-то багаж знаний и, конечно, созвучие мыслей и взглядов. Что до меня, эту историю я буквально прожила сама вместе с героями. И она подарила мне сильные впечатления. Так что рекомендую тем, кто сможет насладиться осенними красками "Чёрной невесты" и задуматься над вечными вопросами, которые она затрагивает.