Сериал шикарный, среди серьёзных корейских историчек один из лучших, при том, что он не настолько серьёзен, чтобы скулы сводило - достаточно моментов, на которых можно расслабиться, улыбнуться или наоборот, попереживать. В общем, не только проникаться значимостью момента всю 81 серию. При такой длине дорамы это очень важно дать зрителю продышаться. А конкретно "Повесть о Чумоне" интересная практически вся. Ну, первые серии традиционно возвышенные, пролог почти всегда такой. Ещё я слегка затосковала, когда дело-таки дошло до образования Когурё - объединение Чольбона, победа над Хёнтхо и провозглашение государства. Там было довольно много пафосных бесед, максимально серьёзных щей и просто забивающих время моментов. К пафосу и серьёзным щам у меня вопросов нет, они там и должны быть, а вот некоторые моменты реально просто занимали время. Но серьёзных и длинных провисов не было, эти моменты как-то рассеяны. А в последних сериях сериал снова взбодрился.
Итак, если кто вдруг не знает, сюжет эксплуатирует легенду о создании одного из корейских древних государств, Когурё, и его создателе, Чумоне. В самой легенде, конечно, сказочный сюжет, здесь её переписали на реалистичный лад, а элементы фэнтези присутствуют только в образах ясновидящих жриц, которые иногда "подпирают" сюжет, но довольно деликатно. Ну и не все жрицы одинаково ясновидящи)). Итак, жили были два дружбана, Кымва и Хэмосу. Первый пыл царевичем корейского протогосударства Пуё, а второй - партизанским командиром, который имел, что предъявить империи Хань за разрушение древнего протогосударства Кочосон (Древний Чосон). Они помогали обращённому в рабство населению Чосона сбегать с территорий, подконтрольных Хань, и мечтали навалять империи и восстановить Кочосон. Главная ясновидящая Пуё, Ёмиыль, увидела что-то там в будущем, из чего сделала вывод, что Хэмосу опасен для Пуё. В общем, Хэмосу предали, а Кымва не смог его спасти. В то же время, царевич был влюблён в девушку друга, Юхву, и когда тот выбыл из игры, взял её наложницей, а свеженародившегося Чумона выдал за своего сына. А тут и трон подоспел.
Вообще-то Кымва и Юхва в память об отце Чумона собирались вырастить из него достойного продолжателя дела последнего, но что-то пошло не так, получился избалованный обалдуй. И только вовремя свалившиеся на голову испытания в виде покушения братьев и хорошая генетика как-то подтолкнула личностный рост. До сих пор не понимаю, что мешало учить парня владению оружием, к примеру, если предполагался продолжатель дела Хэмосу. Отношение к Чумону старших братьев (т.е. родных сыновей государя от главной жены) считаю личным "успехом" Кымвы и его супруги. Вообще-то, если подумать, не считаю, что он своих родных сыновей игнорировал, в них явно вложено много если не прям любви, то внимания, особенно в Тэсо. Ёнпхо просто от рождения придурковат. Да и любви хватало, он так и не смог нормально наказать за все их проделки. Но, порхая вокруг Юхвы с Чумоном, не только из любви, но и из чувства вины, он основательно задвинул главную жену, которая отношение к себе распространяла на отношение и к своим детям. Это она постоянно внушала сыновьям, что их игнорируют. Кымва спокойно мог не создавать врага на ровном месте, тем более, что изначально царица не была настроена к Юхве прям резко враждебно.
Я тут уже упомянула покушение. Тогда жизнь Чумону спасла дочь купца и наследница его дела, Сосоно. Потом этих двоих судьба свела ещё не раз. Сосоно, единственный ребёнок главы клана Керу, Ёнтхабаля, получила довольно необычное для женщины воспитание. В принципе, там все женщины (да и вообще общество) ещё не задавлены конфуцианскими нормами поведения, но Ёнтхабаль прицельно воспитывал и воспитал дочь как личность, а не как эм или жо. Не то, чтобы Сосоно по жизни не лажала, но ей повезло не только с отцом, но и с окружением, да и с самой собой тоже. В общем, началась любовь-морковь, но она не встала во главе угла, и если любовь к Чумону довольно часто руководила действиями Сосоно, то наоборот гораздо реже. Вот в чём косяк дорамы, так это во внезапности чувств Чумона. Если у Сосоно в целом понятно, что откуда бралось, то Чумон ею восхищался, конечно, и уважал, но в какой-то момент зрителя просто оставили перед фактом, когда он что-то там задвинул в беседе про любимую женщину, и я даже не очень поняла, это он вообще или про Сосоно в частности. Дальше-то он эмоции отыгрывал, но всё равно любовь не роляла в сюжете капитально.
С лавстори Чумона в сюжете вообще всё спорно. Он развёл этих двоих довольно надолго, и за это время в жизни ГГ появляется дева Е Со Я, на которой он даже женился, не столько из любви, сколько из хорошего отношения и желания защитить. Что касается самой девы, то ей, конечно, нравился Чумон, но по-моему, Со Я вышла замуж "в семью", а не просто за мужчину. Как в комментах метко выразились, "она что, за свекровь замуж вышла?". Ну, не то, чтобы прям за свекровь, но девка круглая сирота, а мать потеряла и вовсе давно, с Юхвой много времени до предложения брака провела, так что Юхва ей заместо матери и явно не менее значима, чем муж. Так что обе лавстори такие, неоднозначные. Если с Сосоно одно время можно было сказать, что он её любит, то потом в его отношениях с женщинами, по-моему, помимо чувств прослеживается много чего ещё. Хотя на Сосоно он тоже потом женился, это канон)). Вообще была ещё и третья ласвтори у Чумона, по порядку первая, но к Пуён всё-таки у него не серьёзное отношение было, чувство вины за беспечно поломанную судьбу было сильнее.
Ну, в общем туда-сюда, скандалы, интриги, расследования, и ГГ вываливается из роли вполне вероятного наследника Кымвы в беженца, командующего армией чосонских повстанцев (привет, Хэмосу, разумеется, в ходе пьесы Чумон узнаёт, чей он сын на самом деле), а там уж и до создания Когурё доехали. Как вы понимаете, к моменту, когда ему замаячило быть наследником, обалдуем он уже не был, способный мальчик оказался.
Ну штош. Немножко по персоналиям.
Чумон очень хорош. Сперва бесил и активно не нравился. В принципе, отчасти так и задумано, но частично это благодаря возрасту, Мон Иль Гуку было в районе 35 лет, и он "мальчик" крупный, в смысле, довольно крупные черты лица, высокий и не дрыщ. Поверить в 20-летнего обалдуя в его исполнении было сложно, хотя сам он из образа не вываливался. Чем дальше по личностному росту и возрасту, тем уместнее всё это казалось. Дебильных выходок за Чумоном особо не водилось, если и было что-то, не считая начала, то я не помню. Ну, если напрячься, то припомню раздачу риса беженцам за счёт закромов Керу. Чумон такой: "Я возьму на себя ответственность". Так и хотелось, чтобы Ёнтхабаль сказал ему, что его "ответственностью" людей не накормишь. Он, конечно, нашёл выход, но отдуваться всё равно в значительной степени пришлось Сосоно)). Красив, фактурен, на лице, помимо красоты, присутствует интеллект. И отдельно отмечу ему удивительную способность работать с кадрами. Он умел так замотивировать каждого, что ему людей и заставлять не приходилось становиться его союзниками, каждый чувствовал себя ценимым. Ну, не считая врагов, но нет в мире совершенства, если б всех можно было заболтать, то и воевать бы не пришлось. А как фактурен верхом и с луком, ооо!
Сосоно не безупречна, но мне очень нравилась. Мне очень импонирует её рациональность, голые эмоции - это к Е Со Я. Которая, кстати, тоже дочь купца, но такого воспитания, как Сосоно, не получила. Ну, и последняя, видимо, ещё и по уровню интеллекта значительно выше. Такую женщину не всякий сдюжит, потому что она самодостаточная, в состоянии думать не только о себе или ближайших родственниках, а на перспективу. Её растили с мыслью о её ответственности за подконтрольных людей и не только как дочь начальника каравана, но и собственно как начальника каравана. То, что такой человек в принципе часто ввязывался в негарантированные авантюры вслед за ГГ, да ещё и коллектив сманивал в это ввязаться, ИМХО, говорит о её чувствах больше слов и взглядов. В конце я вообще ею прям восхищалась. А Чумон, по-моему, когда судьба их развела как пару, потом настолько привык воспринимать её в первую очередь как товарища и партнёра, затолкав чувства куда-то подальше, и вообще воспринимать её присутствие за плечом как должное, что только её уход заставил его осознать, как много она для него значит. Уход Сосоно с сыновьями от первого брака - это канон легенды, но мне понравилось, как в дораме это обставили, я довольна.
Ёнтхабаль - мой любимый персонаж дорамы. Ну, не считая первых двух, но те двое мастхэв, если эти бесили постоянно, 81 серию посмотреть было бы нереально. Но отец Сосоно - это персонаж, от которого я писала кипятком почти постоянно. Реально отец года и просто мудрый человек, который умеет делегировать полномочия, доверять людям, не безоглядно, но всяко не мечется между верю-не верю. Он умеет думать о благе своего народа, при этом искать возможности совместить это с личным благом. Вырастив самостоятельную дочь, он доверяет суждениям человека, которого сам вырастил, и не квохчет над ней как курица, что вовсе не означает, что он за неё не волнуется.
Про Е Со Я я уже упоминала. Она, конечно, на фоне Сосоно выглядит бледно. Хотя это не её вина, её воспитывали просто как дочь богатой купеческой семьи, в неё не было вложено столько, сколько в Сосоно, и с интеллектом у неё просто обычно. И слабой я бы её не назвала. По-моему, она в своих обстоятельствах держится стойко и действует, исходя из своих возможностей и способностей. То, что она иногда как-то уж очень печётся о свекрови, порой обесценивая усилия Чумона по своему освобождению, и вообще относится к Юхве не менее внимательно, чем к мужу - это вопрос приоритетов, эти люди для неё важны одинаково, к тому же, сбежать из заложников, бросив женщину, которая в своё время пригрела её в беде, действительно как-то сомнительно. Другое дело, что тема с попытками побега из дворца уже вызывала фейспалмы. То есть возможность, нет намерения, то есть намерение, нет возможности. И всё это максимально бестолково. Но держалась Е Со Я хорошо и не была похожа на вечную жертву, а как она смотрела на Сол Лан, жену Тэсо, когда та её по лицу лупила. Сдачи не дала, но смотрела так, будто щас порвёт, а вовсе не очи долу. В тупую жертвенную фиялку она превратилась только в конце. Там её тоже можно было понять, но она приняла решение не только за себя, но и за своего сына. Вообще, для матерей, особенно маленьких детей, характерно воспринимать ребёнка как своё подолжение, но она повела себя явно не в пользу Юри. Когда Чумон, считая жену и сына погибшими, женится на Сосоно, а Е Со Я поспевает в Когурё как раз к свадьбе, у неё есть и объективные, и субъективные причины скрыться в тумане. Сосоно не какая-то там баба, она глава клана, оказавшего основную поддержку Чумону в создании Когурё. Если всплывает живой первая жена, это не мешает Чумону иметь двух жён, но Со Я как первая жена будет царицей, а Сосоно нельзя смещать на роль второй жены по политическим причинам. Сама Сосоно не претендует на власть, но за ней стоят кланы, которые не согласятся видеть её на вторых ролях. Потом, если подумать, Со Я знает, что когда-то Чумон любил эту женщину, и не знает, что их с Юри считают умершими. Как потом сказал Юри, она сочла себя никому ненужной и предпочла скрыться, а не навязываться. Это всё понятно. Но! Она ушла с ребёнком, законным сыном Чумона (ну и вообще с сыном) и обрекла его на нищенское существование (интересно, где Юри научился боевым искусствам, но в пдане воспитания воина Со Я явно преуспела больше, чем Юхва в условиях дворца))).Если бы Со Я не думала только о себе, а беспокоилась бы о сыне, то, не желая устраивать шоу на свадьбе, могла бы потом выйти на связь и обеспечить будущее сына, разрешить как-то вопрос кулуарно. Но она предпочла страдания не только для себя, но и для сына, и здесь не только о бедности разговор. Поэтому я думаю, что здесь не только понимание ситуации и жертвенность, но и обида, в какой-то степени даже месть под покровом смирения, типа я не нужна, значит, и ребёнок мой не нужен. Со Я могла и сама этого не понимать. Я этому вижу лишнее подтверждение в том, как именно Со Я раскрыла Юри тайну его рождения, нифига не объяснив, как так сын царя Когурё и его мать живут в таких условиях, и не возразив на логичный вывод Юри "Отец нас бросил". Угу, бросил, точняк. К тому же, есть такая форма гордыни - я страдаю ради других, возьму с полки пирожок. И медальку. Потому что я благородный молодец.
Что касается Чумона, то я в отношении к ней вижу скорее нежность и чувство облегчения, что связь с ним не оказалась для Со Я фатальной. По-моему, по Юри он больше тосковал, чем по жене.
Ну, про всех тут не расскажешь, отзыв, чай, а не роман в трёх частях. Персонажей очень много, картона в характерах мало, почти по каждому заметному персонажу есть, что сказать. И про Кымву, и про Юхву, и про главного советника с Ёмиыль, и про обоих сыновей Кымвы, и про королеву, и... и... и... много чего, в общем. Упомяну, что в сериале очень хороший, добротный антураж. Оружие, декорации, работа с лошадьми, постановка боевых сцен. Они даже умудрились при таком большом количестве локаций ни разу запалить в кадре столбы с проводами (а это сложно), только один раз вдалеке отчётливо виднелся комплекс современных зданий)). В костюмах сперва вместо вышивки золотом активно эксплуатировали шелкографию или что-то типа этого, и это было очень заметно. Похоже, что к концу проекта в него стали вливать больше денег, потому что в костюмах появилась именно вышивка золотом)). И ткани стали лучше. Зато на массовку не больно-то хватало, особенно вначале, но было видно, что они стараются как-то не заострять на этом внимание.
Косяков относительно мало. Не буду заострять. Упомяну лишь про так и ускользнувший от меня смысл стрелять ночью из засады горящими стрелами, если нет цели что-то поджечь. Напугать - смысл неочевиден, опытные воины могут и среагировать, причём ещё пока в темноте эти самые стрелы поджигаешь. И у ханьских воинов в стальных доспехах доспехи странные. А так в целом для 81 серий претензий немного.
Уффффф, вроде всё. А впереди "Королевство ветров"))).