Оцените отзыв
Ты, за кем, бессловесный, я часто
ходил повсюду,
чтобы побыть близ тебя,
Когда я шёл с тобой рядом, или сидел невдалеке,
или оставался с тобой в одной комнате,
Ты и не думал тогда, какой тонкий огонь
электрический играет во мне из-за тебя.
Уолт Уитмен
Каждый раз, смотря дорамы, я ищу ответ на один вопрос: «Какую историю нам хотели рассказать?». И речь не просто о перипетиях сюжета и сложных человеческих отношениях. Нет, я хочу узнать, какие струны души решили затронуть создатели. Иногда, кажется, придумываю в разы больше, чем они закладывали в своё произведение. Но рефлексия – мой способ познания мира и себя. Поэтому сегодня я хочу рассказать историю. Свою ли, чужую ли? Разве это так важно, когда она цепляет сердце?
Как становятся божествами? Они просто всегда были? Без причин, без условностей, просто были всегда, не способные ни на рождение, ни на смерть? Это звучит безумно грустно. Не для нас, людей. Для божеств. Или тех, кого ими считают. Поэтому и создаются легенды, поэтому и существует мифология. Чтобы придать чему-то настолько величественному хоть толику знакомого нам – простым смертным.
«Встретимся в моей 19-ой жизни» – это рассказ о том, как человек стал божеством, а потом вновь – человеком.
У всего есть причина и следствие. И у девушки, рождённой 1000 лет назад, была веская причина запомнить убийцу самого дорогого её человека. Поэтому она поклялась небу и прокляла себя: «Я буду помнить этот момент навсегда. Я никогда не забуду. И я отомщу». Правда, у неба, то ли были перебои в подключении, то ли не хватило сил на исполнение желания дословно, то ли были совсем другие планы на смелую женщину, готовую на всё, ради близкого человека. И они заставили её помнить. Перерождаясь вновь и вновь, она помнила все свои жизни. Все, кроме самой первой. Той, с которой начался мучительный и долгий её путь.
Человек оставался человеком долгое время. Женщина, проклявшая себя, пыталась любить, пыталась возвращаться к прошлому. Но ничего хорошего из этого не выходило. Она раз за разом теряла любимых, но не воспоминания. И со временем ей стало скучно. Нет, сердце её не очерствело, не стало каменным. Просто на людей – обычных людей – она стала смотреть со снисхождением. Она была лучше их, ведь навыки, заработанные в другое время в другом теле, никуда не пропадали. Она ведала больше их, ведь была свидетелем событий, о которых они лишь читали в книгах. И она была эгоистичнее их, потому что знала, что нет у жизни конца. Женщина, проклявшая себя, стала божеством.
Она воспринимала мир, как игру, где каждый был лишь куклой, которая совсем скоро умрёт или исчезнет. И хозяйка будет помнить о них и печалиться, но будто бы не совсем по-настоящему. Для неё-то это не впервой.
Женщина давала обещания: «Я буду рядом с тобой. Я найду тебя в следующей жизни. Я защищу тебя», прекрасно понимая, что не в её власти их выполнить. Женщина жила, как перекати-поле, повинуясь судьбе и неся свой крест. Проклинала свою избранность, но привилегии, которые она давала, использовала не стыдясь. Женщина, ставшая божеством, знала, что есть силы, которые ей не подвластны, но всё же, на Земле она была сильнее и мудрее многих.
Божество скучало. Раз за разом происходили одни и те же ситуации, одинаково реагировали люди, одинаковые эмоции испытывала она сама. Пока однажды – в 18-ой жизни, самой сытой и счастливой за все её перерождения, не встретила мальчика, что был на несколько лет младше. С ним, по неведомой причине, Юн Чо Вон, прожившая, без малого, тысячу лет, чувствовала себя обычной двенадцатилетней девочкой. Могла хохотать в полный голос, могла играть, читать детские книжки и плавать в бассейне, который так любил Со Ха. Она испытала что-то странное к этому мальчику. Это не любовь, нет, какая любовь у детей? Это что-то большее – счастье. Рядом с Со Ха она наконец-то, впервые за долгое-долгое время, чувствовала себя по-настоящему счастливой. Потому что не было у неё забот. Не надо было переживать о пропитании, за окном не грохотала война, родители любили её, а младшая сестрёнка – обожала. Ещё и этот смешной мальчишка, заносчивый немножко, но нежный и ласковый, вдруг стал так ей интересен, так комфортен, что в момент своей смерти, 12-летняя Чо Вон впервые за тысячу лет произнесла другую молитву. Раньше она молила у неба: «Пожалуйста, пусть эта жизнь станет последней». Нависая над Со Ха, испуганным и оглушённым, она попросила: «Позволь мне увидеть его ещё раз».
И небо позволило. Девятнадцатая жизнь божества вновь откинула её в страдания – отец алкоголик и игроман, отсутствие любящей матери, непутёвый старший брат. Но всё это было неважно. Совсем неважно. Ведь впервые за очень долгое время у божества появилась цель: найти того мальчика, с которым ей было так хорошо и спокойно, и вновь испытать эти чувства. И поэтому она вспоминает об обещании, данном в жизни 17-ой. Тогда она, будучи артистом цирка, поклялась своей маленькой племяннице, увидеть её снова. Не сдержала в 18-ой жизни. Не потому что не успела. Потому что было всё равно. Сдержала в 19-ой, когда понадобились деньги на исполнение своего плана.
Божество эгоистично, и потому в жизнь Со Ха Пан Чжи Ым врывается безумным торнадо. Её не слишком заботят мысли парня, который так и не забыл о смерти своей первой любви – Чо Вон ведь умирала, прижатая к нему тоннами металла. Чжи Ым хочет, чтобы он её вспомнил, чтобы был рядом, чтобы озарял жизнь её своим теплом.
Вдруг 19-ая жизнь Чжи Ым оказывается совсем иной. У неё есть А Кён – племянница, которая заменила маму. Есть Со Ха – пусть несчастный ужасно, но божество делающий счастливым одним своим существованием. Есть сестрёнка, которая совсем выросла. У Чжи Ым теперь много чего есть. По собственным мерка она теперь богачка. Люди любят её, верят ей, заботятся о ней. И постепенно, божество, которое когда-то было человеком, начинает замечать чужую боль.
Говорят, делится надо из изобилия. У божества его не было. Оно теряла любимых, детей, родителей так много раз, что имена некоторых из них пропали из памяти, хотя раньше причиняли невообразимую боль. Божество было законсервировано в собственных страданиях. Ему, как и любому эгоцентричному созданию, казалось, что лишь оно и его чувства есть в этом мире. Оказалось, не так. Оказалась, по Чо Вон скорбят и плачут даже спустя 20 лет. Оказалась, Чо Вон помнят.
И божество задумалось о том, что люди, пусть и теряют меньшее количество близких в силу своей неисключительности, всё же знают, что это такое. Божество начало вспоминать. Начало вспоминать, какого это, быть человеком.
Я увидела историю о том, как люди, забывшие, что они люди, вновь находят путь к настоящим себе. Как они учатся на собственных ошибках. И ставят боль других не выше собственной, нет, но на один уровень со своею. Речь не о божествах, на самом деле. Речь о том, как часто человек, в силу разных обстоятельств, начинает чувствовать себя безумно одиноким. Самым одиноким на планете. Хотя, казалось бы, как это возможно? Нас так много, людей, но мы бесконечно испытываем это гнетущее, вытягивающее все силы чувство. Иногда полезно оглянуться. Иногда важно вылезти из панциря собственных травм и понять, что пусть каждый из нас и уникален сам по себе, наши переживания – не исключительные. Вполне вероятно, что я не права. Но иногда, единственный путь к исцелению лежит через отказ от собственной неповторимости. Мы ведь очень к этому стремимся, верно? Читаем в детстве сказки про дурачков, которым в руки почему-то попали сокровища, а в подростковом возрасте про избранных мальчиков и девочек, которые в 15 лет уже спасают мир. Вырастаем, и вот перед глазами простушки, приглянувшиеся миллионерам, и супергерои, которым повезло быть укушенным пауками. Почему я не такой? Почему я обычный? Думаем, думаем, думаем, и застреваем в уникальности собственной боли. Вот оно – спасение. Я – самое несчастное существо на всём белом свете. Я же один такой, верно?
Нет. Не один. Нас таких – почти 8 миллиардов. И каждый страдает и переживает страдания по разному. Но страдают – все. Это нормально, так душа совершенствуется, только для совершенствования, для осознания горя, в противовес ему, нужно ещё и счастье. Об этом мы забываем почему-то.
И как Чжи Ым, через тысячу лет вдруг осознавшая, что быть человеком и страдать – это нормально, но нельзя забывать и о счастье, пусть крошечном совсем, вроде солнечного дня, вкусного обеда или приятной незнакомки в магазине, я тоже хочу видеть не только своё страдание, но и свет вокруг. Не закрывать глаза на чужое горе, но стараться светить. У каждого разная возможность этот свет воспроизводить. Не всем дано быть солнцем. Кто-то может быть просто лучиной или светлячком. Этого уже достаточно. Этого уже хватит, чтобы прожить свою жизнь хорошо.
Я уже упоминала, что дорамы для меня – способ познания себя и мира. И я считаю её хорошей, если мыслей, родившихся во время просмотра, было много, если открывались новые грани собственной личности, если хотелось поставить на паузу и посмотреть в пустоту, размышляя. Учитывая полотно выше, думаю, понятно, что «Встретимся в моей 19-ой жизни» я считаю очень и очень хорошей дорамой.
Она написана сценаристкой-новичком и автором вебтуна, который и лёг в основу. Очевидно, что опыта у девушек было не слишком много, поэтому то тут, то там появлялись логические несостыковки и колосились гладиолусы (и я сейчас не про любимые цветы мамы Со Ха). Многие назвали сюжет наивным, а действия героев непродуманными. Да и героиня, вроде бы, должная быть оплотом мудрости и осознанности, раз уж прожила так долго, порой казалась излишне нелогичной. Я не буду спорить. Я сама ещё достаточно наивна и молода, чтобы рассуждать даже о том, как должны действовать 50-летние, не говоря уже о 1000-летних людях. Но я не то увидела, не то придумала себе историю о божестве. Которое, когда начало вновь становится человеком, стало колебаться, сомневаться и совершать ошибки. А кто из нас не?
К тому же режиссёром выступила замечательная Ли На Чжон, снявшая один из моих самых любимых ромкомов «Мой третьесортный путь», и тяжёлую историю о союзничестве трёх женщин – «Моё». Я доверяю ей. Я доверяю тому, какой красивый, нет, невероятно прекрасный мир она нам показала. Многие кадры захватывали так, что приходилось перематывать, чтобы вчитаться в суть происходящего. Бескрайнее море, на фоне которого танцует девушка в красном и её спутник. Холодные горы, на которых божество вдруг оказывается обычной молодой женщиной, хрупкой и почти сломанной. Глубина бассейна, в которой мальчик, не слышащий мир и себя, находит успокоение. Я верю себе и режиссёрке. Я верю в то, что история, рассказанная нам, достойна того, чтобы её выслушали.
А ещё я верю Шин Хе Сон, которая сияет в кадре так, что невозможно отвести взгляд. Она так улыбается, так смеётся, так мастерски передаёт и многовековую усталость, и детскую наивность, что на неё хочется смотреть бесконечно. Видно, что опыт, приобретённый в «Последней миссии ангела», не прошёл даром. Она вновь танцует с человеком, к которому не может прикоснуться, и это так больно, что сердце разрывается на части. Она так плачет над своим горем, что очевидным становится: божество утратило все свои силы, оно – лишь человек, и в этом – его могущество. Теперь, познав всю боль, которая была ему отведена, оно сможет стать по-настоящему счастливым.
Ан Бо Хён мне безумно нравится, особенно, когда играет героев с ярко выраженной мужественностью. Тут он другой. Беззащитный, очень ранимый и трепетный. Его Со Ха, избалованная колючка в детстве, приобретая тяжёлое ПТСР, становится замкнутым и отстранённым, но ни капли не холодным человеком. Ему просто нужно было найти опору, перестать испытывать вину. И переход от человека, замкнутого в своей трагедии, к мужчине, вновь ставшему собой – тёплому и улыбчивому, Бо Хён передал невероятно. Я читала, что фанаты вебтуна возмущались выбором актёра, мол, не похож по типажу на нежного парня, но меня искренне радует, что тут играл именно Бо Хён (хотя и похудел сильно, на что я очень сетую). Кино внушило нам, что красиво страдать могут только девочки-тростинки и мальчики-веточки. Но разве возможность чувствовать зависит от веса и роста? Вот уж не думаю.
Я бы не сказала, что у Хе Сон с Ан Бо Хёном получилась какая-то невероятная химия. Не летали у меня в животе бабочки от их взглядов и поцелуев. И дело не в актёрах – они выложились на полную. Дело в том, что история была не совсем об этом. Отношения, выросшие из детской привязанности, из острой нужды друг в друге, вряд ли могут быть огненными и страстными. Им суждено быть тёплым и маленьким огоньком, который согреет в самый холодный день и осветит самую тёмную ночь.
В дораме вообще довольно хорошо подобран каст. Чего стоит Ха Юн Гён, моя любимая девушка-солнечный свет из «Необычного адвоката У Ён У»? Тут она вновь светится и любит искренне и честно, и она прекрасна в момент каждого своего появления в кадре. У них с Ан Дон Гу, несмотря на слабое развитие отношений, получилась замечательная пара: чувственная, нежная, преодолевшая 1000 лет, чтобы обрести наконец-то свободу быть любимыми. А Ли Бо Ён в роли мамы Со Ха? Она чудесна, она озаряет пространство, и ей веришь безоговорочно, от и до. Чха Чон Хва, невероятная актриса, способная заставить зрителя как любить, так и ненавидеть своего персонажа, в этот раз вновь покорила своим сестринсом с Хе Сон. И все детки-актёры справились просто отлично, смотреть на юные версии героев было безумно приятно. Им сопереживалось также, как взрослым, и порой даже хотелось, чтобы кадры с юной Чжи Ым не заканчивались (безумно радует, что актриса Пак Со И заслужила признание за эту роль).
«Встретимся в моей 19-ой жизни» – это дорама не столько о любви, сколько о поиске себя. Тут всё о человеческой душе, которая, как известно, потёмки. И создатели приоткрывают завесы чужих душ, чтобы мы покопались в собственных: как много там обид? Невысказанных желаний? Сожалений? Боли? Нет тут призыва всегда быть счастливым, потому что это невозможно. Но может быть для какого-нибудь несчастного человека она станет исцелением. Потому что из каждой тоски есть выход на свет. И карта, по которой его можно найти, всегда спрятана в глубине нас самих.
Дата публикации: 31.07.23