Отзыв на дораму Однажды прошлым летом

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

Однажды прошлым летом

Дисклеймер:

Мнения и взгляды, выраженные в данной рецензии, являются личными мнениями автора и написаны с целью информирования и развлечения читателей/зрителей, и не претендуют на роль окончательного судейского вердикта качества дорамы. Автор не несет ответственности за любые решения, принятые читателями на основе содержания рецензии. Просмотр дорамы рекомендуется для формирования собственного мнения.

В рецензии имеются спойлеры.

Вступление:

До некоторых фильмов, как и до неба, нужно дорастать – и неясно, с какого момента ты уже воспринимаешь по-другому мир вокруг, и поступки героев, и видишь перспективу, которая была закрыта перед тобой за незрелостью лет и малым багажом житейских знаний. Это я к тому, что впервые с этим фильмом познакомился довольно-таки давно- но хоть и отложился он в моей памяти (испепеляющий зной прямо-таки сочился с экрана монитора, выгоревшие до желтизны краски, стрекотание полуденных цикад, тоскующие глаза героев), но и только… Юн был ещё не познал подлинной любви – поэтому и страсти героев были непонятны, казались надуманными и плохо объяснялись: например, как школьника смогли пропустить в гей-клуб? Или, ну, какой учитель может ходить по гей-клубам – только отмороженный (читай – аморальный и извращюга!), однако Кён Хун таковым не казался! Ну, или может ли быть подлинная любовь такой напористой, бесстыдной и навязчивой – такой, какую показал нам Сан У?! Ну, и т.д., и т.п.

И лишь спустя много лет, наткнувшись на этом сайте на данную картину, и пересмотрев много-много её (и пожалев, наверное, в сотый раз, что она не полный метр), понял я насколько эта картина нежная, тонкая, глубокая (какие противоречивые эпитеты!) и насыщенная глубокими смыслами!

Что ж, думаю, нисколько не преувеличу, если скажу, что данный фильм – настоящий маленький шедевр, воплощающий в себе все тонкости и противоречия влюблённой человеческой натуры, способный заставить зрителя на мгновение остановиться и прочувствовать каждое движение человеческой души. А ещё этот фильм – яркий пример лаконичности и выразительности, свойственных японским дорамам: поездки в молчании, суровый тон разговоров, бегущая вода, неумолчный скрип цикад, немногословные, а потому полные смыслов, разговоры:

- У меня, как и у вас нет девушки.

 - В 18 лет это нормально.

Или:

- Деревенские всегда говорят: обязательно надо проплыть по реке Хан.

- Вода грязная.

Но, как это ни странно, это корейское кино. Ну, а ещё это, пожалуй, самая классическая дорама Ли Сон Хиля (следом, я просмотрел ещё две его картины) – ибо тут выдержаны все критерии классической драмы. Давайте пробежимся по ним.

Анализ картины

Три единства:

1.      Место: пригород Сеула со своей инфраструктурой (остановка, кривые улочки, съёмное холостяцкое жильё Кён Хуна, салон автомобиля, набережная реки и палуба прогулочного катера.

2.         Время: световой день из жизни школьника Ли Сан У и его учителя Кён Хуна.

3.      Действие: в центре повествования – борьба подростка Ли Сан У за свою любовь – и любовь не к абы к кому – а к своему учителю Кён Хуну. И, если ответная любовь учителя, полная страсти и нежности, оказывается глубоко скрыта в душе и прорывается лишь взглядами в сторону парты Сан У, то любовь Сан У – яркая, как солнечный зайчик, - стыдливо не прячется, а наоборот предлагает себя безоглядно и без сожалений. Это тонкая история о первой любви, о встрече, которая всего за один день переворачивает жизни наших героев.

Акт 1. Экспозиция

С самого начала зритель погружается в атмосферу жаркого лета, когда всё вокруг как будто замирает под солнечным зноем. Оператор мастерски фокусирует внимание зрителя на деталях того жаркого лета (а цветокором оттеняет): марево над городом, дымит смог. Асфальт как раскалённое железо, пожухлая трава, выгоревшее до желтизны знойное небо...

И вот с такой жары начинается повседневный день школьника Ли Сан У - уже закончились первые уроки (на третьей минуте, Сан У смотрит на часы и там, вроде как, 10:25), а учителя всё нет! И Ли Сан У принимает решение ехать к классному руководителю домой – узнать почему его не было, да и вообще – им нужно о многом поговорить.

Акт 2: Замешательство

Во втором акте мы видим школьного учителя Кён Хуна, который обзванивает родителей своего класса на предмет опроса. И, казалось бы, ничего не предвещает фундаментальных событий, но, тут он получает звонок от Сан У, который говорит, что подъехал и ждёт – учитель в замешательстве: ему нужно ехать по домам учеников, и после некоторых колебаний, учитель предлагает подвести ученика домой.

В этой поездке мы узнаём, что учитель и ученик, в принципе, близки друг другу – и не панибратскими отношениями, а отношениями старшего и младшего друга/брата: старший – суровый и внешне холодный; младший немного капризный и раскованный (ситуация с игрушкой на пружинке или отключение музыки). И пусть тон старшего внешне строгий и неприветливый, но младший чувствует отголоски добрых и тёплых ноток в голосе и даже некую слабость по отношению к себе - поэтому и ведёт себя по-хозяйски: хлопает дверцами, шурует в багажнике (момент с теннисной ракеткой, ослушание когда Кён Хун просит Сан У идти домой). А Кён Хуну, кажется даже нравится эта шумливая и непринуждённая деятельность Сан У, его пикировки с ним: как многое об это ситуации сказал шутливый хлопок со стороны учителя по затылку Сан У! – если бы между ними были только официальные отношения, то Сан У никогда бы себе такого не позволил, да и Кён Хун вёл бы себя более отчуждённо!

Ну, и может быть отношения между ними так бы и остались на этом уровне: старший брат – младший брат, если бы Сан У вновь не начал разговор о том, что между ними больше чем дружба, больше чем отношения учитель – ученик.  Мы узнаём, что Сан У случайно (с его слов – а мне не верится! -  думаю, он просто проследил за Кён Хуном) встречает учителя в гей-баре, то понимает - вот он – шанс! – и пытается пробовать всё: и по-детски наивные попытки предложить свою службу/дружбу/верность (по примеру средневековых оруженосцев  - отсюда эти ежевечерние дежурства у дома учителя, такая милая навязчивость в поездках в автомобиле, шутливые пикировки и т.д.). И попытки просто поговорить, как по телефону («Вы неделю не отвечали на звонки»), так и при встречах – и вновь и вновь пытается вывести на откровенный разговор об их ситуации в отношениях (впрочем, пока нет никаких отношений – о чём Кён Хун  говорит Ли Сан У; и , как мы понимаем, это не первая попытка Сан У  пробиться в душу учителя - иначе бы Кён Хун не искал новую работу). но Кён Хун стоит твёрдо - пытается и мягкими уговорами, и игнором, и напускной жёсткостью отворотить «прилипчивого» ученика. Может быть осада и дала бы плоды,  но встреченный на велике одноклассник Сан У вернул учителя на грешную землю (какие теперь поводы для разговора в классе – классный руководитель, гуляет с Сан У! – уж, не педофил ли?!): Кён Хун достиг довольно зрелых лет (35 годков как-никак!), вошёл в общество, был там принят, заработал определённую репутацию – и жить бы дальше, может быть и не в удовольствие, но вполне с ожиданиями общества (и семьи, думаю тоже), там, глядишь и страсти бы поутихли за долгие годы тихой жизни, а тут вот встречается негодный мальчишка – и рушит такой привычный и понятный мир! И будут ли они счастливы вместе?! И если Сан У в силу своего возраста пока не понимает цену такой жизни (35-летний мужчина совместно проживает с 18-летним парнем), то Кён Хун вполне отдаёт себе отчёт как воспримет этот факт и семья Ли Сан У (ну, ладно бы ровесник, в конце-концов! – но тут почти, что папа!), и его собственная, и какая репутация будет у него там откуда он родом (мы знаем, что Кён Хун из деревни). И с профессией учителя ему придётся распрощаться - ну, или таить и скрывать свой семейный статус! А что по поводу Ли Сан У?! Сможет ли он выдержать насмешки и шёпот за спиной в том же универе или на работе (ведь всё когда-нибудь становится явным)?! Как сможет держать удар в подначках, грязных намёках и тонком ехидстве?! И так всю жизнь?!

Атмосфера в салоне автомобиля накаляется, учитель уже не притворно «рычит» на Сан У. И тогда Сан У понимает, что Кён Хун действительно не узнал его в том парне из гей-клуба, применяет последний способ – как ни хотелось бы, но пришлось!  - грозит опубликовать фото Кён Хуна из гей-бара на школьном сайте: «Это шантаж. Или проведём один день как я хочу, или все увидят эти фото»!

Акт 3. Кажущаяся развязка

Режиссёр умело передаёт переплетение чувств, эмоций и внутренних переживаний главных героев: дрожащие руки Сан У, когда тот понимает, что все мосты сожжены, затравленный и тоскующий взгляд Кён Хуна: печаль и радость, надежда и отчаяние – все эти составляющие человеческой души предстают перед зрителем в необычайно точных и сильных образах: скрипят полуденные цикады (ещё один привет японским звукорежиссёрам!) – пророчат одиночество-тоску… почему же учитель поддался на шантаж – из-за страха или желания всё же разобраться до конца с этой щекотливой ситуацией (тем более телефон Сан У тут же отдаёт – хотя, как вариант, фотки могли быть скопированы)? Но, всё же, мне думается, Кён Хун вовсе не боится разоблачения – он уже давно себя принял, да и уход из школы предрешён – ответ подсказывает ракурс, с которого камера показывает нам дрожащие руки Сан У – это взгляд Кён Хуна.  И потом, такой уверенный вначале голос Сан У, подает на несколько тонов и уже почти просьба: «Хотя бы один день будем делать, как я хочу…». Как мне кажется, до учителя всё-таки доходит, что Сан У не развлекается, не разводит, что чувства у него очень серьёзные и подлинные! И он соглашается…

А вот и небо, похожее на выцветшую голубую косынку над заливом, и внезапный ветерок над рекой, что обдает лицо героев, когда они стоят на палубе прогулочного кораблика в устье Хангана («Вы же всегда нам говорили, что мечтали покататься по реке!»). Сан У пытается извиниться за свой шаг: «Я никому не показывал фотки»; а когда видит, что учитель так и не тронул фотографии, когда у последнего был телефон – сам удаляет их на набережной реки. Да и покупка билетов на речную прогулку – это знак примирения – Сан У пытается сделать приятное взрослому – ведь Кён Хун так часто говорил об этой поездке…

Режиссёр мастерски снимает эмоции персонажей, их внутренний мир и переживания. Его киноязык насыщен и красочен, он описывает этот бесконечный (впрочем, нет! – этот день для нас – зрителей – так быстро заканчивается!) жаркий летний день так, что зритель может почувствовать его на себе, услышать шум города и волн за бортиком корабля, почувствовать атмосферу назревающей бури (цикады! – этот неумолчный скрип! - одурели от зноя и жары!), как предвестника катаклизма в жизни главных героев.

Перед речной прогулкой мы видим попытки Сан У наладить коммуникацию после его «шантажа» (они по-своему милы и показывают насколько ещё Сан У ребёнок) - мы встречаемся с некими комедийными моментами – пусть они совсем крошечные, но вполне уместны и придают особый шарм отношениям Кён Хуна и Сан У: вспомните, как Сан У копирует своего учителя ( «Ах, ты негодник! Сосредоточься!»), а ещё провоцирует, искажая идиомы («вышел чистым из воды») или повествование притчи («Слепая черепаха впервые за сто лет вышла из воды, по счастью ей попалось бревно, и она смогла попасть на сушу» - в буддийской же притче говорится наоборот, как ничтожен шанс попасть черепахе на бревно и ни на какой берег она не попадала – был всего лишь миллиардный шанс попасть головой в дырку в бревне), которым учил их Кён Хун. А потом у них состоялся серьёзный разговор, в котором Кён Хун уже на равных разговаривает с Сан У…

Режиссёр мастерски снимает эмоции персонажей, их внутренний мир и переживания. Его киноязык насыщен и красочен, он описывает этот бесконечный (нет! – этот день для нас – зрителей – так быстро заканчивается!) жаркий летний день так, что зритель может почувствовать его зной на себе, услышать шум города и волн за бортиком корабля, почувствовать атмосферу назревающей бури (цикады! – этот неумолчный скрип! - одурели от зноя и жары!), как предвестника катаклизма (а может воспарения?!) в жизни главных героев.

Большинство зрителей (судя по отзывам) признают лучшей сценой финал в квартире Кён Хуна – и я не спорю – о нём чуть позже. Однако для меня ещё одной сильнейшей сценой является момент, когда Ли Сан У надевает наушники (Panasonic RP-HTX9! – блин, как мне захотелось их купить! – но они уже сняты с продажи)  на Кён Хуна и тот слушает музыку, которую до него слушал Ли Сан У – и эта музыка та же самая, которую до этого Сан У отключил в салоне автомобиля, высказав неудовольствие (оказывается, притворно!) её мелодикой! Мы тоже слышим её – музыку Джо Унга – и она - космическая (не в смысле астрономии, а в смысле душевной глубины)! – заставляет трепетать сердца и струны наших душ – на глазах свершается чудо: жизни двух людей прорастают - нервами, кровью, чувствами! – друг в друга… И, кажется, вот всё у них сложится в этой поездке: «Надо будет ещё повторить!» - говорит радостный Сан У: учитель вроде перестал злиться, воду взял, вот наушники не отверг! А то, что показывает пока избегает взглядов и ворчит, что вода за бортом грязная – так это ерунда!

Акт 4: новое замешательство

И учитель осознаёт это – поддался минутной слабости! – он предпринимает ещё одну попытку вырвать с корнем эти чувства – резко снимает наушники, а в салоне автомобиля режет народившиеся нити словами, - злыми, резкими, жестокими словами! – своим бешеным напором! Говорил и чувствовал, что поступает мерзко, недостойно, не по чести! И Сан У чувствует это – и не понимает: за что? Почему так с ним?! – ведь всё было хорошо! И те аргументы, которые приводит Кён Хун («Сопляк, бегающий за каждым мужиком! Дурак, да кто на тебя посмотрит?!» и т.д.) совсем не справедливы, незаслуженны, лживы и подлы! «Нет, это неправда! Я ведь вам нравлюсь!» - уж, насколько кроток Сан У к вечно «рычащему» Кён Хуну, но в этот раз железное терпение Сан У лопается – настолько несправедлив оказался Кён Хун! – в  глазах Сан У закипают слёзы и он убегает не обернувшись.

…И пот стекает – может быть и не только от духоты и зноя – сколько от того, что пережил эмоциональную нереальную нагрузку, которая привела к выбросу адреналина; от того, что прогнал, того кто «напридумывал себе и прилип» - любимого мальчишку, за которого отдал бы всё счастье мира!  - своего любимого подростка с вентилятором-пингвинчиком, - вентилятором, который, впрочем, мало чем помог им в такую жару и духоту…

Вот тут и могла быть развязка и конец фильма, но не прост оказался автор и не так жесток (как наша реальная жизнь) – он дал ещё один шанс нашим героям – и это было маленькое чудо!

Акт 5: Развязка (кульминация)

Символика солнечного зноя проходит через всё полотно фильма, как образ внезапной, жгучей страсти, которая может долго зреть, а потом неожиданно накрыть человека в самый неожиданный момент. Однако, такая страсть может быть опасной, как и солнечный удар, и оставить после себя только боль и разочарование. А может быть и спасительной – как у наших героев - вспомните финал: закатное солнце бьёт в глаза, слепило разум, но освещает душу – и всю! – до закоулочка – где в самом дальнем углу таится любовь, и именно этот закатный свет напоил, дал сил – и проросла любовь, поднялась ввысь уже не таясь и не боясь осуждений и укоров – и наконец-то встретились две неприкаянные души – а дальше уже не надо и видеть, что там – и потому солнце может уйти со спокойной совестью выполнившего долг!

Этот финал один из лучших финалов в подобных дорамах! Настолько всё получилось концентрировано, спрессовано и и стремительно (от падения до взлёта), что, как говорится, лучше тысячи слов показало на что похожа подлинная любовь и страсть!

Конечная развязка начинается с того, что отбежав, Сан У успокаивается и приходит в себя – говорят, настоящая любовь не слепит (слепит страсть!), а прозревает – вот и Сан У прозрел: он понял, что ругательства и болезненные слова, которые произносил Кён Хун – не настоящие! – они от боязни, от страха перед людьми/жизнью – и Сан У был неправ сбежав с такого разговора - надо срочно, как-то всё исправлять!

Последняя ниточка, которую хотел оборвать Кён Хун – наушники (Panasonic RP-HTX9! – блин, где бы мне их достать?!). Убегая, Сан У забыл из в салоне, и Кён Хун направляется к мусорке, чтобы их выкинуть, и внезапно видит место, где стоял (несколько вечеров подряд – учитель же на неделю исчез после той «злочастной» встречи) сан У, и пока Кён Хун рефлексирует, в этот момент, на такси, подъезжает Сан У – он всё-таки решил идти до конца!

За четыре минуты, - а это значительный временной интервал в кинематографе, - не произнесено ни слова, но так много сказано! И когда они заговорили, мы наконец понимаем истинную цель приезда Сан У – даже если Кён Хун и не примет его, его любовь – Сан У важно знать: любил ли его Кён хоть чуть-чуть: «Вы же тайком поглядывали на меня» (читай – вы же не правду сказали там, в автомобиле, что никогда не любили меня?)?! «Скажите только мне» (читай – вы хоть чуть-чуть любили меня?!). И Кён Хун не отрицает6 «Иди  быстрее домой!» - его голос предательски проседает, а Сан У, обняв до этого учителя, чувствует, как сердце последнего колотится, грозя выскочить из груди… И он принимает решение идти до конца!

А дальше нужно просто смотреть… Смотреть, как двумя ударами он сбил Сан У с ног – сбил его, а разрушил себя-прежнего: раз! – и нет холодного расчётливого Кёна! – два! – и нет боязливого и рационального Хуна!

Просто надо смотреть на эту борьбу разума и сердца! На то, как беспомощно треплет Кён Хун Сан У, при этом руша все крепости и преграды, которые он до этого воздвигал – надо видеть, как на свет появляется нежная и чувствительная душа этого, чуть не закостеневшего под бременем жестокого мира, человека; как их души проявляются слезами, как слёзы, омыв глаза, заставляют эти глаза сиять бесстрашно и видеть новый мир, лучший мир – мир, где возможна любовь без предрассудков и без преград! Где хочется просто жить и слушать в наушниках Джо Унга и радоваться за Ли Сан У и Кён Хуна.

Заключение

Фильм «Однажды прошлым летом" – это не просто история о любви, это размышление. Ли Сон Хиль создает тонкую, эмоционально насыщенную работу, которая трогает за живое и заставляет задуматься о хрупкости счастья, о его уязвимости и непредсказуемости, где и в лице кого оно – счастье – может вас встретить. И как важно не пройти мимо том, но ещё важнее – бороться за него!

Тонкий лиризм Ли Сон Хиля, его способность точно подбирать акценты и ритм повествования, создавать образы (вспоминаю ещё одну его работу – «Белая ночь»), делают фильм "Однажды прошлым летом " классикой BL-фильмов. Эта история не оставит равнодушным любого, кто знаком с внезапным и глубоким чувством, которое, словно летний день, ярко сверкает и так же быстро угасает, оставляя после себя лишь воспоминания и мечты о том, как будут счастливы Ли Сан У и Кён Хун.

Вердикт: смотреть однозначно! 100 из 10

Саундтрек: Jo Oong - End


Автор: Тимофей Ресовский
Аватар Тимофей Ресовский
Все отзывы Тимофей Ресовский 4
Все отзывы на Однажды прошлым летом
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 07.04.24

Меню