Оцените отзыв
Мнения и взгляды, выраженные в данной рецензии, являются личными мнениями автора и написаны с целью информирования и развлечения читателей/зрителей, и не претендуют на роль окончательного судейского вердикта качества лакорна. Автор не несет ответственности за любые решения, принятые читателями на основе содержания рецензии. Просмотр лакорна рекомендуется для формирования собственного мнения.
В рецензии имеются спойлеры.
Общие размышления о жизни вообще и дорамах в частности.
Пожалуй, никогда так жадно не впитывается волшебство необычного/повседневного, как в детстве и/или отрочестве - через общение с друзьями, чтение книг, просмотр познавательных мультиков, да и того же аниме - однако новизна ощущений не повторяется такой силой, когда человек становится взрослым. Вопрос: а когда эта взрослось наступает? – что ж, самые простые вопросы – самые сложные! Попытка ответа: в тот момент, когда человек покидает школу? институт? Когда получает первую зарплату? – вполне возможно, что и так. Но, мне думается, когда он – человек - перестаёт удивляться и радоваться новым впечатлениям, когда чувства/сочувствие его притупляются, когда вырастает порог душевной чуткости и отклика как на радость, так и на горе. Недаром суперзвезда нашей цивилизации говорил: «Будьте как дети» - думается, имел он ввиду вот это: детскую чуткость и нежность – то есть, способность воспринимать ощущения и генерировать чувства как в первый раз!
И, наверное, во многом это взросление
(читай душевная слепота и глухость) не зависит от нашей воли и желания –
сакраментальное: «Не мы такие – жизнь такая!» - хорошо описывает причину
появления душевной коросты. Но, не следует отчаиваться – защитные механизмы
имеются – в сумеречных глубинах современного человека всегда прячется ребёнок,
- иначе бы не писались пронзительные книги и песни; иначе бы не создавались
волнующие нас арты, а режиссёры не снимали бы трогательные драмы! Да, и мы бы с
вами не проливали тайком (а кто-то и явно) слёзы над злоключениями главных
героев дорам и не чувствовали бы бабочек в животе, отслеживая ванильную
романтику лакорнов (в дальнейшем, говоря «дорамы» - буду подразумевать и
лакорны тоже).
С другой стороны отечественная и западная классика (будь то литература, поэзия или кино), а сейчас ещё и сериалы от Нетфликс, HBO, Аппл и прочих стриминговых гигантов (отечественные Кинопоиск, КИОН, Старт и прочие Премьеры также стараются урвать свой кусок пирога) приучили нас к тому, что смерть интереснее жизни – ну, а куда деваться?! – сам второй закон термодинамики претенциозно констатирует: «Всё, что ты любишь, умрёт» (формулировка там немного иная – говорится про энтропию в замкнутой системе, – но смысл тот же! ). Но это интересно для взрослого. Для детей и подростка (если он не депрессивен в своём взрослении) интересна жизнь и красота жизни (тут имеется ввиду не только внутренняя эстетика – мыслей, души, поступков, – но и внешняя: лицо, тело, одежда, вещи!). Поэтому иногда мой внутренний подросток устаёт от негатива и деструкции льющихся с экрана. Вот и бродишь по той же Дораме.ТВ в поисках красивых и чувственных историй о всепобеждающей любви и жизни. И азиатские дорамы ещё не прогнулись под мрачное обаяние смерти и тлена, хотя в их полнометражных фильмах она – смерть – заняла главенствующие роли (вспомните корейские драмы, тайваньские боевики и японский артхаус).
Так вот, главный козырь этой дорамы, считаю, в том, что эта история о стойкости человеческого духа и способности бороться за свою любовь. И ещё в том, что там снимаются красивые люди – как лицом, так и душой. В западных сериалах всё больше задействуют актёров некрасивых, с разными диспропорциями на лице и теле, а также показывают истории, которые обнажают гнилость человеческих душ и отношений (это я про недавно просмотренный сериал «Каос»). Время красивых героев заканчивается. Во всяком случае, в том виде, в каком нам его показывали в проектах 00-10-х годов. Спасибо Азии за то, что эстетику прекрасного там ещё берегут.
Ну, вот и добрались мы наконец-то до сути моего этого краткого(нет) вступления: считаю, что тайские, корейские, китайские и прочие японские и не только, дорамы служат лакмусовой бумагой того, насколько взрослыми мы стали. Трогают ли нас истории и драмы школьников, офисных работников, суровых на вид (но мягких внутри) членов триад и т.д.; не потеряли ли мы ещё чувство прекрасного, способности получать эстетическое удовольствие от красивых людей и поступков – если «да», то поздравляю вас! – вы ещё не очерствели душой; не вошли в клуб «а вот в моё время…» - и значит мне с вами по пути! ))
Почему
именно «Лунная курочка»?!
Любой фанат дорам, наделенный хоть капелькой воображения, глядя на карты Юго-Восточной или Центральной Азии, да и Дальнего Востока, представляет себе удивительное разнообразие азиатских стран и народов в этом регионе земного шара. Узнать о том, какие люди населяют ту или иную страну, какие там природные условия, в каком году произошло то или иное историческое событие, конечно можно и из Википедии. Но это скучно, академично и так по-взрослому! А ведь есть такой прекрасный ресурс, как дорамы! Думаю, согласитесь, если скажу, что они хорошо помогают почувствовать национальный дух народа, ибо через дорамы знакомимся мы с конкретными судьбами людей, живущих именно в этом городе, деревне, стране. Особенно люблю дорамы в жанре «повседневность» - так как через них узнаем об каждодневной жизни, привычках, их обычаях, религии, законах, о радостях и печалях, об их труде, развлечения мыслях и чувствах. Незнакомые прежде люди становятся нам близки, мы начинаем понимать их и, более того, мысленно переносясь туда, где они живут, вступаем с ними в личные отношения – любим, одобряем или порицаем их поступки, спорим с ними... И все это потому сценарист, а потом и режиссёр раскрыл нам самое сокровенное в судьбах и характерах своих героев. И не случайно порой кажется, что эти герои существуют на самом деле.
Именно такой – познавательной, переживательной и отражающий дух Тайланда – является дорама режиссёра Оф Нопханата Чайвимона «Лунная курочка». Можно сказать – это энциклопедия современного Тайланда.
Пи’Аоф снял уже достаточное количество дорам, чтобы зрители начали узнавать его стиль. Приведу цитату пользователя ~Vi'Blue~: «Переживания его героев - не пустышка, истории действительно жизненные и понятные, проблемы реалистичны, в какую бы обертку он сюжет не завернул. Такое немалого стоит. Он действительно поднимает планку качества тайских лакорнов. И действительно знает о любви не понаслышке».
Что ж, соглашусь со сказанным: режиссёру действительно удалось и в этот раз снять не просто дораму для развлечения – ему удалось показать реальную жизнь Таиланда, далекую от глянцевых туристических брошюр. Сериал открывает нам дверь в повседневность, показывая жизнь такой, какая она есть на самом деле – со своими радостями, трудностями и противоречиями. История «Лунной курочки» знаменует собой конец прекрасной эпохи «старого» Таиланда (слом старого квартала и возведение на его месте современного фудкорта как бы знаменует слом постиндустриального уклада укладом информационного общества - общества потребления и IT-индустрии). И режиссёр не стремится сглаживать острые углы. Финал сильнейшей драмы был предсказуем с момента выхода первой серии, но от этого впечатляет не меньше – закончился филигранно точно, изящно и беспощадно.
Итого: "Лунная курочка" – это не просто развлекательное шоу, это возможность узнать больше о культуре, традициях и повседневной жизни тайцев. Если вы хотите увидеть Таиланд таким, какой он есть на самом деле, без прикрас и идеализации, то эта дорама обязательно вам понравится.
Локация
Туристический город Паттайю нам показывают совсем недолго, минуты три. Наш проводник в нём — обычный телевизионный репортаж некой местной телестудии: поначалу мы видим постковидный город как бы через объектив телекамеры, а затем и через экран телевизора: улицы, перекрёстки, уличные ресторанчики. И это единственная псевдорепортажная сцена лакорна даёт нам понять, как будут выглядеть будущие серии и локации, в которых намечается действо – они будут выглядеть обычно, повседневно!
И это цепляет!
Вводная сцена лакорна выполняет сразу несколько функций. Во-первых, сигнализирует нам: эй, бу! - чел! – я свой! – смотри на меня! Здесь не будет мрачных перспектив техногенного Бангкока: развязок, тоннелей; образцово-показательных офисов с дубовыми столами и моноблоками от Apple; не увидите и стильный хай-тек студенческих кампусов – а увидите вы уличный ресторанчик с ламповым телевизором; простого работягу Джима с банкой пива после рабочего дня, ну и прочие атрибуты повседневной жизни жителей бедного, но уютного квартала.
Во-вторых, контраст между главными героями данного лакорна и уже ставшими хрестоматийными студентами (-инженерных, -медицинских, -музыкальных, -спортивных и прочих факультетов) в синих шортах и кипенно-белых рубашках на мерседесах и БМВ, со смартфонами типа "ультра" или "про", помогает со всей остротой ощутить очарование повседневности и некой знакомости ситуации – ибо не все мы проживаем, учимся и работаем в выше перечисленных местах, но все ходим по подобным улочкам, кушаем (время от времени) в подобных кафешках, общаемся с такими же, в общем-то, обычными людьми.
Актёры
В «Лунной курочке» есть ещё один якорь, делающий проект запоминающимся. Это дуэт Эрта-Микса. Эрт Пирапат Ваттанасетсири, похожий чем-то на Амитабха Баччана в свои лучшие годы, играет хозяин уличного ресторанчика дядю Джим (дядя не потому, что он стар, а потому, что с ранней юности заботился о племяннике, которого на его руки бросила непутёвая сестра и свалила в закат, - вот с раннего детства племянник Ли Минг и звал его дядей). Кредо героя Эрта: я беден, да, к тому же ещё и гей! Не повезло-не повезло… На вид он спокоен, доброжелателен, но внутри всегда напряжён и в вечной рефлексии: надо найти деньги на учёбу Ли Мингу; какой пример сексуального воспитания подаю племяннику; надо как-то мягко отказать, чтобы не ранить душу, Кайпе; надо как-то сохранить отношения А Ленга (второго работника) с его девушкой – а также помирить их с родителями, и т.д., и т.д.
Микс Сахапхап Вонрат играет архитектора, который по заданию компании-застройщика ищет место под новый торговый центр и находит это место в аккурат там, где располагаются торговые ряды и ресторанчик наших героев. Герой Микса Вен успешен, вроде как богат (чтобы закончить архитектурный нужно быть не только умным, но и богатым, чтобы потянуть учёбу на столь престижном факультете), на хорошем счету у начальства компании, но несчастлив в сердечных делах. Кредо Вена: хочу найти свой Дом, в котором можно остаться на всю свою жизнь! Именно так – с большой буквы! – ибо дом — это место, где тепло, где любовь, где тебя ждут, поймут и простят в случае чего! Вен весел, оптимистичен, любит делать сюрпризы близким и настойчив в достижении своих целей.
И если про Эрта в отзывах пишут, что он однообразен в своих ролях: сух и скуп на эмоции (в оправдание можно сказать, что у него такие персонажи – сдержанные и познавшие жизнь дяденьки), то у Микса наоборот отмечают эмоциональность и живую игру. На мой взгляд, их игра убедительна. Вторая пара немного теряется на фоне главных героев, но тоже добавляют свою порцию милоты и сопереживания: Фот Наттават Тжиротикун (Ли Минг) и Джеминай Норавит Тхититярëнрак (Харт) прекрасно справляются со своими ролями школьных подростков.
Итак, подводя предварительный итог, что мне особенно понравилось:
Дядя Джим
Я верю, что в аскетичной жизни дяди Джима каждый найдет своё. Подобно герою Эрта, наш быт состоит из приятных мелочей, маленьких ритуалов (ох, уж эта баночка пива после трудового дня!) и открытий, которые порой мы можем и не замечать, но если приходит осознание, то ты чувствуешь жизнь иначе, её волшебство и ценность. Ведь именно, как волшебство он воспринял свою встречу с Веном – прогулку и посиделки той самой ночью, которая стала знаковой для них обоих.
Очевидно, что жизнь Джима не самая лёгкая и не была лишена разочарований и боли – отсюда его скептицизм в отношении своего будущее и смирение перед мыслью, что самые счастливые дни уже давно позади, а впереди лишь серые будни и прозябание в нищете. Однако, желание жить дальше и создавать свои смыслы заново не были потеряны, даже когда казалось, что жизнь разваливалась на части – любого выбьет из колеи факт того, что твой дом и ресторанчик разрушат, а на выкуп торговой площадки в новом торговом центре у тебя нет денег – его утешением были простые радости жизни (да, да – в том числе и встречи с Веном и его поддержка), которые вновь собрали эти частички воедино, ну, и конечно, ответственность за племянника и семейный бизнес – пусть маленький, но помогающий им оставаться на плаву (и куда уж без Deus ex machina: помощь мамы Кайпы помогла - тоже своего рода волшебство!).
В общем, дядя Джим для меня — это чуткий человек, тихий поэт своего дела (ему нет равных в приготовлении "лунной" курочки), ему также важен процесс радования своих клиентов и заботы о своих близких. Не возникает ни малейшего сомнения, что такие люди окружают нас каждый день, и от этого так тепло на душе – надо только лишь пристальнее приглядеться!
О других персонажах.
«Лунная курочка» раскрывают вопрос столкновения поколений, показывая, как персонажи по-разному справляются с трудностями. Боль (душевная) и сомнения (в своей нужности родителям) мешают двигаться вперёд Харту – он знает, что родители стесняются его глухоты, и поэтому он заперся в своей скорлупе душой, а телом в своём доме, а родители сбегают в бизнес, в службу: с глаз долой, из сердца – вон! – утешая, таким образом, свою совесть. Ли Минг же просто делает то, что должен, не спотыкаясь о рефлексию – он отчаянно борется за свою дружбу с Хартом, которая под конец дорамы перерастает в нечто бОльшее, а также за своё видение счастья - один из посылов его монолога демонстрирует нам ту идею, что окружающие не могут навязывать тебе свою модель счастья; и не понятно почему ты не должен иметь своё представление об этом; а с другой стороны ты не обязан оправдываться перед другими, если твоё счастье не совпадает с картинкой их видения твоего семейного положения и ориентации (разговор дяди с племянником об отношениях Ли Минга и Харта и будущем подростков – я не буду сейчас разбираться кто тут прав, а кто нет – речь о другом). Другие сдаются и тихо отступают, понимая бесперспективность борьбы за свои чувства – речь о Кайпе и его чувствах к Джиму. Но зато какая гармония в семье Кайпы! И когда Кайпа спрашивает маму (неточно по тексту, но близко к смыслу): ты, наверное, разочарована во мне потому, что я полюбил дядю Джима? – то она отвечает: я счастлива, сынок, только от одной мысли, что ты способен любить! Думаю, это квинтэссенция отношения отцов и детей – надо воспитывать детей так, чтобы они были способны любить!
Особняком стоит история Вена, но о
ней ниже.
Вен
В первой серии мы видим подвыпившего парня Вена, который немного проспался, и, всё ещё с градусами в голове, оказывается наедине с хозяином ресторанчика Джимом поздней ночью. Вы ведь знаете (а может быть и не знаете, но узнаете!), как это бывает: ему, хмельному, кажется, что он встретил того единственного, которого искал всю жизнь! И Вин ждёт такого же признания и с обратной стороны. И нам видно, что у Вена есть шанс – Джиму также приглянулся Вен; Джим на следующий день думает про своего посетителя, очень тепло общается с ним и за обедом, и ночью после закрытия. Но не так всё просто и прямолинейно в этой истории - Джим, к своему возрасту, познал многое, пережил многое и знает, что счастье на голову вот так не сваливается – за всё нужно платить – и поэтому лучше без обязательств и лишних привязанностей! О чём и сообщает Вену: между нами всё. Неужели и в правду всё?! Далее нет смысла пересказывать сюжет. Остановлюсь лишь на некоторых ключевых моментах.
Вен недоумевает почему Джим дистанцируется от их отношений. А всё потому, что их социальные позиции на разных уровнях. И если Вен рос в тепле и неге, и мог получить всё чего стоило захотеть, то Джим с ранних лет остался сиротой и должен был выживать в этом мире не надеясь ни на кого. Да и рана от предательства любимого человека просто так не зарастают! Отсюда прагматичные и, в общем-то, понятные посылки Джима: ещё одну заботу я не потяну. С другой стороны отношения, которые Вен захотел поддержать с Джимом после случайной ночи характеризуют его – Вена – как романтичного человека (и дальнейшие поступки эту мысль подтверждают): он до сих пор верит в любовь с первого взгляда (не смотря на предательство своего последнего парня) – иначе сложно объяснить зачем молодому и успешному человеку бедный, и в общем-то уже зрелый (Джима характеризует себя около 40-летним) мужчина. И нам хочется думать, что своего он добился – эпизод, где Джим соглашается съесть кусочек курицы из рук Вена сигнализирует об этом.
Их дуэт – Эрта/Микса – демонстрирует по-настоящему высокий уровень актёрской игры, который стабильно сохраняется на протяжении всего лакорна. Например, в эпизодах, когда их взгляды создавали напряжение в комнате, не говоря ни слова. Отдельно стоит отметить их откровенные разговоры — они о жизни, о детстве, о взаимоотношениях с родителями (например, понравился пассаж, когда Вен говорит на причале, что его отец предрекал ему то, что Вен добьётся всего чего захочет, но будет одинок, ибо судьба всех сильных людей – одиночество; и я так устал от этого, добавляет Вен). Не стоит забывать и диалоги других персонажей – они тоже наполнены жизнью и смыслами: Джима с сестрой; с девушкой бывшего парня (тот, который погиб на пароме); Кайпы с мамой и т.д. – мы им верим и проникаемся.
«Лунная курочка» — исчезающий вид телевизионных дорам. На фоне многочисленных ванильных тайских лакорнов , которые забываешь через пару дней, у «Курочки…» получилось то, что удаётся немногим — красиво себя подать, не скатываясь в фарс, в азиатский кринж или утонуть в бассейне с сиропом. В общем, «Нет в мире человека, который не страдал бы от любви. А если не больно, то это не любовь», - в этих словах героя нашей дорамы есть всё, включая итог финальной серии.
Культурные особенности.
Ребят, мне ещё хотелось
остановиться на культурных особенностях Тайланда, показанных в данной картине:
буддийские традиции; посещение героями храмов и кладбищ; как праздновали
тайский новый год Ли
Минг и Харт (помните их танец под чучелом дракона); как хоронили маму Кайпы и кое-что
ещё другое. Но, честно говоря, уже устал и сил моих на это не осталось – может быть
кто-то из вас опишет всё это! А я перехожу к финалу…
Финал.
Я вот ещё о чём размышлял: а если
сценарист пишет о вымышленных героях, то можно ли ему верить, правду ли нам рассказывает?
Как тут понять? Наверное, в Тайланде много
подростков, которые хотят исследовать окружающий их мир, свой внутренний мир, мальчиков
добрых и озорных помимо Ли Минга и Кайпы. Наверное, и кроме дяди Джима и Вена,
есть предприниматели, которые понимают, что есть иные ценности, кроме умения
делать деньги, ищущие справедливости в коварном
и жёстком мире бизнеса. И, они, вероятнее
всего, не точно такие как в этом сериале. Сценаристы Бест Киттисак Конка и
Джоджо Тичакон Пхукхаотон (сценаристы данного лакорна) вложили в своих героев
частичку себя, своей души, своего миропонимания. Они создали своих героев,
наградили их определенными чертами характера, отправили их в жизнь. И герои начинают
жить по законам своего характера, поступают так, как диктуют им их нравственные
принципы, их возраст, обстоятельства. Авторы уже не властны над ними, они не могут
заставить героев действовать по своему приказу, мы сразу это заметим и скажем, что
герой надуманный, и прекратим просмотр, не поверив в то, что нам рассказали
правду (у меня так было с парой-тройкой дорам). Но в чём же тогда правда
искусства, если речь идёт о вымысле и о героях, рожденных в воображении сценаристов?
Да в том, что даже в самой фантастической истории сценарист/режиссёр
рассказывает о нашей истинной, земной, повседневной жизни и главным образом о
жизни своей страны, радости и несчастья которой становятся радостью и
несчастьем самого сценариста/режиссёра. И если он лжёт – то эту фальшь мы
чувствуем. В данном сериале ничего такого я не чувствовал, а смотрел, проникая
в историю всем сердцем!
Авторы подобных историй раздвигают рамки наших представлений о жизни (имею ввиду о жизни вообще, а не о жизни в Тайланде), обращают наше внимание на то, мимо чего мы проходим, делает всё значимым, выпуклым. Одновременно они помогают нам включить и наше воображение, перенестись в созданный ими мир, дорисовать картины там, где они наметили пунктирные линии. Они заставляют нас волноваться, перевоплощаться, страдать и радоваться – вместе с рожденными ими героями, созданными из плоти и крови, жить – пусть и недолго – в виртуальной реальности так же, как живут в ней сами герои.
Послесловие
«Лунная курочка» – это не просто история любви, это глубокое погружение в социальную реальность современного Таиланда. Авторы мастерски раскрывают перед нами многогранный мир, где переплетаются судьбы самых разных людей.
Мы видим жизнь простых тружеников, владельцев маленьких лавок, которые изо всех сил стараются удержаться на плаву. Их ежедневная борьба за существование вызывает глубокое сочувствие. Параллельно с этим, сериал показывает нам историю выпускников старших школ, стоящих на пороге взрослой жизни и пытающихся найти свое место в этом мире.
Дорама поднимает интересный вопрос о столкновении традиционных и современных взглядов на семью. С одной стороны, мы видим героев, которые стремятся сохранить семейные традиции и ценности. С другой стороны, молодые поколения ищут новые пути самореализации, что иногда приводит к конфликтам с родителями. Этот контраст делает сериал еще более глубоким и многогранным.
Особую глубину сериалу придает тема принятия своей судьбы. Герои вынуждены столкнуться с разрушением привычного уклада жизни и найти в себе силы начать все сначала. "Лунная курочка" – это не просто развлекательное шоу, это повод задуматься о многих важных социальных проблемах. Сериал поднимает такие темы, как социальное неравенство, поиск своего места в жизни, принятие себя и других. Благодаря своей реалистичности и глубине, эта дорама способна вызвать у зрителя широкий спектр эмоций.
Рекомендую
всем любителям тайских дорам и тем, кто интересуется культурой этой
удивительной страны.
Дата публикации: 11.11.24