«Зимняя соната» произвела такой фурор, что только ленивый не высказывался о ней. С одной стороны, трудно не повториться, не захлебнуться в восторгах по поводу игры артистов, красоты пейзажей и интерьеров, внушительности музыки и т. д. С другой — нет опасения выдать тайну сюжетных линий. В первом приближении, они уже известны. Но, дело в том, что вся прелесть этой дорамы не в прихотливых поворотах сюжета. Потрясают детали. Те самые «мелочи», которые вовсе не мелочны. Значимы и, даже, определяющи.
Лично меня затронула тема паззлов. Тонкий такой намек, прошедший красной линией через всю историю. Как удалось соединить такие разрозненные образы, как обращение к Всевышнему, духовное прозрение и паззлы — уму непостижимо. Наверное потому, что ум слабо предназначен для постижения высоких истин. Здесь без сердца никак не обойтись.
Собирая из кусочков картину, герой пытается собрать из разбросанных фактов и впечатлений — картину своего мира. Мира, в котором столько тайн. Мира непостижимых истин. Но, обращаясь к Богу, он неизбежно приходит к постижению тайн духовного мира. Казалось бы, простая и понятная молитва. О семейном счастье. О жизни, которую мечтаешь провести с избранной женщиной. Но тут же возникает вопрос — зачем тебе эта женщина? Куда ты хочешь ее привести? Ведь не только к благополучной старости в окружении любящих детей и внуков. Для мирного сосуществования под крышей дома своего, кандидаток достаточно. Есть среди них жадноватые, но выбор широк. Можно найти достойную. Будет холить и лелеять всю жизнь. Будет верной, любящей матерью, достойной подругой, мудрой бабушкой. И, мамы многих персонажей, тому наглядный пример. Почему свет клином сошелся именно на этой. Единственной и неповторимой. Чем же она так неповторима. Каким компонентом. Симпатичная, но не более того. Есть и красивее, и элегантнее, и состоятельнее.
Компонент один — верность своему сердцу. Наша героиня не разменивается на пустяки, на мимолетные радости. Не искушается богатством или положением. Не ведется на красоту лица. Сквозь все оболочки человеческого тела — внешность, воспитание, энергию, ум, талант — она умеет видеть душу. Нашу вечную, сияющую сердцевину. Самую маленькую неразделимую «матрешку». Все матрешки делятся на верх и низ, кроме одной. Той, что спрятана в глубине.
Что можно сказать о главной героине: доброжелательная, отзывчивая, добрая, приветливая, уважительная, но...несгибаемая. Ее невозможно ни запутать, ни заставить, когда идет речь о верности своему пути. Именно поэтому, она понимает важность даже самого маленького фрагмента паззл-картинки. Именно ее руками, картина получает завершенность. В первый раз — совершенство интерьера. Во второй — обретение смысла существования на этой земле.
Только человеку дана возможность учиться. Защищаться, блаженствовать, добывать, размножаться — умеют почти все формы жизни. От инфузории-туфельки до слона. Некоторые даже поддаются дрессуре. Но дрессировка и развитие разума — вещи принципиально разные. Растения и животные приходят в этот мир, чтобы насладится им, отстоять свое место в нише, вырастить потомство. Человек, кроме всего этого, должен понять мир, разобраться в его устройстве и выбраться за рамки беличьего колеса. Как бабочка — из кокона. В одиночку это сделать почти невозможно. Потому, что человек — существо, состоящее из мужчины и женщины. Задачи животного мира — наслаждение, защиту, размножение — можно выполнить с более или менее подходящим человеком. Вариантов множество. Задачи высшего порядка, можно решить только со своей, и только своей, половинкой.
Не удивительно, что утрата физического зрения, привела к открытию зрения сердечного. Финальная сцена сильна не свадьбой или отсутствием таковой. О чем много и долго спорят поклонники дорамы. Она потрясает тем, что слепота физическая не помешала герою узнать свою женщину. Спустя годы, пройдя через многие страдания, он сердцем ощутил ее присутствие. Тайминг этой сцены занимает считанные секунды. Но, какие это секунды! Все остальное действие блекнет на фоне душевного прозрения.
Потеря памяти — всегда трагична. Но, трагичнее всего то, что человечество утратило память о высшем мире. Мире духовности. Есть какие-то намеки. Есть попытки заглянуть за пределы реальности. Одни пытаются проникнуть в утерянный рай с помощью алкоголя, наркотиков или специального дыхания. Другие через тайные знания. Третьи идут проверенным, авторитетным путем религии. Наука, музыка, «музыка в камне», природные красоты...даже первый снег — все это помогает собрать картину воспоминаний о духовном мире. Каждый путь уважаем. Даже, если он кажется нам ошибочным. Неприемлема только душевная лень. Человек ошибающийся, имеет шанс исправить ошибку. А, вот, человек успокоившийся, такого шанса лишен. И, значит, он самый великий грешник. Душа, закапывает свой талант в землю. Бездарно теряет возможность, дарованную человеческой форме жизни. Значит, бегать ей еще и бегать. Как хомячку в колесе.
Да, «Соната» - это песнь любви. В том числе, любви человека к познанию своей природы. Своего назначения. Своего пути. Дай бог каждому из нас, набраться отваги и собрать свою картину. Картину, которая подобно двери в каморке папы Карло, приведет нас в ослепительный мир невиданных возможностей. И эта история, окажется золотым ключиком.