Самые беспощадные исторические интерпретации возможны только в Корее в рамках сериалов для домохозяек. «Вера» - это нечто среднее между классическими китайскими боевиками в стиле Брюса Ли и романтическими историями корейской поп-культуры последних десятилетий. И дело, прежде всего, в сюжете.
Полнейшее средневековье, XIV век. Империя Юань (современный Китай) почти поглотила маленькую страну Корё (современная Корея, скорее всего, Северная часть). Корё почти потеряла политическую самостоятельность, наследника с безусловными правами нет. Новый император Корё обманом похищает принцессу Юаня, чтобы, женившись на ней, вернуть свое наследие. Но, будучи инфантильным и ограниченным правителем в стиле Визериса из «Игры Престолов», новому императору Корё ничего не светит. И все больше не везет.
Многочисленные покушения придворных интриганов давно бы снесли невезучему правителю голову, если бы не легендарный воин Чхве Ён, обладающий мощью, силой, отвагой и сверхъестественными способностями (жарит электричеством врагов, аки полоумный скат). Раз за разом Чхве Ён спасает императорскую чету, но в конце концов под нож попадает злосчастная принцесса Юаня, жена нового государя Корё, склонная к меланхолии и остракизму (у Императора часто бывают вспышки гнева из-за ее длинного языка). Рана на шее серьезная, и девушка вот-вот умрет, а вместе с ней - и все права юного узурпатора на престол.
Так Чхве Ёна отправляют искать Небесного доктора Хва Та, который, по слухам, способен одолеть любой недуг, но уже много веков скрывается среди Небожителей. По неким приметам Чхве Ён находит портал, ведущий к Хва Та, но тот выбрасывает его не на Небо, а в современную Корею, прямо в выставочный центр современных достижений хирургии.
Там он хватает почти первую попавшуюся женщину по имени Ю Ын Су, которая оказывается талантливым пластическим хирургом. Всеми правдами и неправдами он затаскивает ее в портал, принуждает лечить принцессу, и все выживают… Но портал закрывается, и несчастная наша современница застревает в мрачном Средневековье, где нет даже пенициллина.
И дальше начинается трэш, который держится на жуткой дисгармонии между Кореей Прошлой и Кореей Сегодняшней.
Например, по простоте душевной Ю Ын Су будет лезть к Чхве Ёну и хватать его за щеки и руки, отчего бравый воин будет шарахаться, хвататься за меч и пытаться свалить от назойливой тетки. Современные правила приличия вступают в схватку с глубокими традициями, где даже муж не может толком посмотреть на жену. А что будет, если неадекватная экспрессивная «сильная и самодостаточная» женщина сделает из брюк шорты по коленку, обнажит публично ноги перед толпой средневековых мужчин, облаченных в броню и трехслойную одежду с головы до пят? Почти угадали. Но статус «доктора с Небес» и мрачный взгляд Чхве Ёна остановит расправу над грешницей.
При этом Ю Ын Су очень долго не будет понимать, как велика культурная и социальная пропасть между ней и другими героями, и до последнего будет очень смешно тупить, попадая в глупые ситуации.
В целом, вся история слегка эпична, благодаря неплохо поставленным сценам драк. Тут и отскоки от стен, и захватывающие дух сальто, и использование сил всех стихий природы. Взрывы, кучка трупов, цистерны крови прилагаются. Особенный эпик зритель увидит, когда Чхве Ён будет отбиваться от полиции современности, вооруженной дубинками, пистолетами и прочими новыми технологиями. Отобрав полицейский щит, Чхве Ён, на манер средневекового рыцаря, будет рубить и вырубать всех вражин подряд, и, оценив артефакт Небес, утащит его с собой вместе с доктором. Затем еще несколько серий до полного изничтожения в порошок герой будет бить куском особо прочного пластика воинов с алебардой, катаной, ниндзя всех мастей, в общем, будет развлекаться с новой игрушкой до последнего. И смотреть на это невыносимо смешно.
На этом плюсы дорамы закончились. Список минусов, в общем, почти бесконечен. Первое: неразвитость любовной линии, будь то трагедия или идиллия. Все заканчивается неуклюжим хеппи эндом, при этом основная парочка героев двух разных эпох так и не наберется смелости, чтобы просто прикоснуться друг к другу. Зато сверление друг друга взглядом по 2 минуты по 5-6 раз в каждой серии прилагается. Второе: жутко картонные злодеи, которые не убеждают в своем злодействе. Они, как капризные дети, топают, орут, клянутся повесить/убить/расчленить, и все им верят на слово. А зритель вряд ли поверит. Третье: жутко слащавые и ненатуральные образы: от сахарно-белой принцессы до злыдня-генерала с напомаженными усами гангстера 20-х годов в Нью-Йорке. Особенно режет глаз второстепенный герой-убийца в пепельном парике и с флейтой. Как будто косплейщик с соседнего ТЦ забежал в съемочный павильон, а выгнать беднягу постеснялись. Четвертое: очень дешевые спец-эффекты, которые не впечатляют и не трогают душу. Пятое: плохая, просто отвратительная игра второстепенных персонажей. Главные тоже подкачали: естественным выглядит только Чхве Ён, который, по сути, играет убийцу-милашку, и труда к своей игре не прикладывает. Зачем? Статичный, с хорошей укладкой и в национальной средневековой одежде он вообще как картинка. Шестое: логическая связь между решениями, поступками и чувствами персонажей нарушена: то они на пустом месте впадают в истерику, то стоят столбами, не пытаясь решить возникшую проблему.
Но самый главный минус - это жестоко попранная история Корё, начиная от искажения исторических фактов (образа самого Чхве Ён, который был аналогом Ильи Муромца, а не нежной фиалкой), заканчивая ошибками в национальных костюмах. Особенный провал наблюдается в одежде Ю Ын Су, которая выглядит как наряд косплейщицы для фото-будки. От души смогли нарядить только принцессу Юаня, но и то историки найдут, к чему придраться.
Неплохая музыка появляется в дораме только в «волшебные» во всех смыслах моменты: когда происходит сильное «колдунство» или герои впадают в грезы. Все остальные OSTы даже не цепляют внимание, будто бы музыкального сопровождения нет совсем.
И все же я советую посмотреть хотя бы первые несколько серий этой странной, псевдоисторической дорамы. Хотя бы потому что вы должны увидеть воина Корё с новеньким полицейским щитом наперевес, а также отчаяние современной корейской красотки, которая прыгает по полям и лесам, пытаясь отловить в Средневековье мобильную сеть и wi-fi.
Оставляя в стороне дискуссию о том, что есть исторический факт, отмечу, что степень приближения/удаления от исторических фактов не может быть одинакова для художественных фильмов и исторических хроник. А убедительность "свободного прочтения истории" будет зависеть не только от талантливости режиссера и сценаристов, но и от индивидуального восприятия арт-продукта реципиентом. И тут уже ничего не поделаешь. Правда, со временем, порой, оценки меняются.
Хм, приятно думать, что количество посмотревших дораму "Вера" возрастет, хотя бы и привлеченных методом "от противного". Прочитав все остальные рецензии, сомневаюсь, правда, что характеристика "восторженные" в обязательном порядке должна соседствовать с определением "сопливые" (кивок в сторону одного из комментаторов рецензии - Шапочки). Соглашаясь с неотъемлемым правом каждого высказывать свое мнение, пусть даже и радикально отличающееся от уже имеющихся, все же призываю уважаемых "коллег" - любителей дорам к деликатности и уважительному тону. Про отношение к "Вере" и про плюрализм мнений я уже говорила в своих рецензиях, в том числе и на этот фильм. Однако, вот что любопытно: автор, являясь непримиримым врагом эксплуатации фактов исторической достоверности, сам допускает ошибку в одном их ключевых моментов дорамы: насколько могу судить о данном периоде истории из этой и других кино-летописей, женитьба Вана Кон Мина на юаньской принцессе была "инициирована" именно империей Юань и стала непременным условием и единственной возможностью для юного короля вернуть трон и получить право управлять относительно, очень относительно независимой страной. Подтверждением "мирного" договорного возврата трона Корё Вану Кон Мину служит хотя бы факт наличия у него печати, выданной "вассалу и родственнику Юани" (цитата не точная), см. серия 15, 31:58. К тому же, в отсутствие непобедимого и верного Чхве Ена, возможность украсть дочь императора представляется маловероятной. Поэтому, полагаю, о похищении и об узурпации не может быть и речи. При несомненных достоинствах рецензии с четко выраженной позицией автора и изложенной вполне грамотным русским языком, есть еще кое-что, что меня в ней не привлекает: хотя сериал достаточно известен и не нов, мне кажется, лучше все-таки поменьше спойлерить, уважая интересы еще не смотревших.
Уважаемая iiil, а меня вот тоже особо цепляет, когда "свободное прочтение истории" оборачивается жонглированием уже свершившимися событиями и личностями Я понимаю - у толпы одно на уме "хлеба и зрелищ!" Но создатели чего бы то ни было должны руководствоваться вовсе не инстинктами толпы, создатели и руководители - это люди с Ответственностью. По моему мнению, фильмы-книги-песни должны нести просветительскую идею, пусть даже замаскированную- приукрашенную-засахаренную для общей массы. И что касается исторической достоверности: знание истории это основа патриотизма, а любой стране это выгодно - когда её народ любит свою страну. Если в верхах одобряют такое как в Вере вольное обращение с фактами, которое разбивает в головах людей целостное понимание истории, а в итоге и патриотические чувства - то эти верха явно больны... Мы, конечно, не корейцы, но я уверена, если в основе фильма/книги есть что-то нездоровое, то это незаметно - на уровне подсознания - не полезно всем.
GAN, спасибо за адекватный подход к оценке сериала, которому большинство пропело дифирамбы. Под многими вашими словами подписалась бы А уж за эти особенно "Статичный, с хорошей укладкой и в национальной средневековой одежде он вообще как картинка" Как актер ЛиМинХо для меня вообще никакой, тут хоть картинку красивую изображал, а то я всё не могла понять - где (в остальных его работах) все красавчика видят??? А вот пепельноволосый с флейтой мне понра... я себе даже аватарку сделала И актриса-гг стала открытием, что в Корее есть такие красивые женщины... До неё как-то не везло. И игра её вполне-вполне соответствовала образу. И гламурный главный злодей позабавил. И актера-короля для себя галочкой отметила, ага-ага, игра понравилась... Вот и все плюсы, несмотря на мою любовь к фантастике и фэнтези