Среди южнокорейских сериалов нередко встречаются такие, в которых сюжет
не просто проходит на фоне какой-либо профессии, но и рассказывает о
ней. Например, «Повесть о Чумоне» показывает сущность политики, в фильме
«Воин Бэк Дон Су» уделяется внимание философии боевых искусств.
«Парочка под прикрытием» — сериал о жизни разведчиков. «Дворец» — о
жизни современного корейского императорского дворца. «Лицо короля» — о
древнем искусстве чтения по лицам. «Художник ветра» повествует о
живописи, а «Богиня огня Чон И» — о гончарстве эпохи Чосон.
Ещё
один фильм об искусстве, но уже современном — «Король драмы» (2012). В
нём очень наглядно и приближённо к правде показано, что происходит "за
кадром" при съёмках сериала — создатели кино, их работа, их беды и
радости, а также типичные проблемы, тщательно создаваемые и отдельными
людьми, и всей системой совершенно на ровном месте. Посмотрев этот
фильм, начинаешь лучше понимать жизнь и систему современной
киноиндустрии, и любого производства вообще.
Главный герой —
знаменитый продюсер, главная героиня — новичок-сценарист. Он — человек,
который ради своих амбиций и денег готов на всё. Она — искренняя и
честная девушка с сильным характером. Сюжет — о том, как снимаются
дорамы и о том, как любовь преображает человека и как преображается
коллектив, когда в нём появляются люди, любящие то, чем они занимаются.
Старый,
тысячу раз использованный трафарет? Может быть. Но сам фильм совершенно
не похож ни на какой другой из подобных фильмов.
Во-первых, он
очень реалистичный. Нет каких-либо невозможных трюков и нестыковок
сюжета. Все действия героев логично вытекают из их характеров и
обстоятельств, нет никаких нарушений законов психологии.
Во-вторых,
сюжет очень «густой» — в одну серию вмещается очень много событий,
несущихся стремительным, бурным потоком, который то и дело поворачивает
не в ту сторону, которую ожидает зритель.
В-третьих, в этой комедии гораздо меньше трагедии, чем в большинстве хороших корейских комедий.
И,
наконец, главное — жизнь и преображение человека показаны очень
подробно и многогранно: как он совершает ошибки, как от них происходят
последствия, как позднее, когда многое изменяется в его жизни, эти
последствия возвращаются к нему и встают на его пути, и как он с ними
разбирается. Именно так и движется жизнь: рано или поздно человека
настигает его прошлое, и нужно с ним разобраться, освободиться от него,
чтобы смочь двигаться дальше. Но чаще всего между ошибкой и разборкой с
её последствиями — "отдачей долга" — проходит очень много времени, — так
много, что человек успевает начисто забыть свою ошибку и, искупая или
исправляя её, обвиняет "судьбу" в том, что она несправедлива к нему. А в
этом фильме показан достаточно редкий, но очень наглядный случай, когда
"отдача долга" происходит быстро, и зритель может проследить эту
причинно-следственную цепочку. Таким образом фильм иллюстрирует закон
жизни, о котором говорит древняя мудрость: «Не делай другому того, чего
не хочешь, чтобы сделали тебе.»
Хотелось бы
поделиться мыслями и впечатлениями о
дораме. ДАЛЬШЕ БУДУТ УПОМИНАТЬСЯ
КОНКРЕТНЫЕ ЭПИЗОДЫ И ПОВОРОТЫ СЮЖЕТА,
ПОЭТОМУ ЧИТАЙТЕ, ТОЛЬКО ЕСЛИ УЖЕ
ПОСМОТРЕЛИ ВСЮ ДОРАМУ!
1.
На одном из сайтов с комментариями был поднят вопрос, казалось
бы, ясный: кто виноват в том, что мотоциклист погиб? Энтони, который
предложил ему опасную поездку с хорошей оплатой (именно предложил —
заставить он не мог, чисто юридически не имел права), или мотоциклист,
который согласился рискнуть жизнью за деньги?
Оба они знали, что
при такой скорости на дороге можно попасть в аварию и погибнуть. Но ни
тот, ни другой всерьёз об этом не задумывались и в глубине души не
верили в плохой конец, вероятность аварии была для них довольно
абстрактной цифрой.
Энтони подумал мимоходом так: «Если
мотоциклист доедет живым — он спасёт дело, а если погибнет — что ж, риск
есть всегда, многие люди гибнут от несчастных случаев на работе, многие
зарабатывают на опасных профессиях — такова наша жизнь, мы рискуем,
чтобы пробиться, это нормальное явление.» С точно такими же мыслями он и
сам для подстраховки поехал вслед за мотоциклистом с такой же скоростью
и с таким же риском — «Один из нас наверняка останется жив, он и
закончит дело.»
Мотоциклист, соглашаясь, подумал примерно так же:
«Надо зарабатывать, ведь семье деньги нужны, а что могу погибнуть — что
ж, многие рисуют на работе, это дело такое.»
Это обычные мысли.
Здесь нет ни какого-то особенного цинизма со стороны Энтони, ни особой
жадности к деньгам со стороны мотоциклиста. Обычное столичное
равнодушие, спешка и своего рода легкомыслие, и вечное стремление
подзаработать на жизнь, естественное в рыночной системе экономики. Они
оба не задумывались по-настоящему о том, что будет, если...
И
только когда трагедия случилась, оба прочувствовали, что это не такое уж
нормальное дело... Умирающий из последних сил пытался удержаться за
жизнь, а у Энтони в глазах отразился ужас — он не часто видел чью-то
смерть так близко.
Хотя легкомысленно отнеслись к опасной
ситуации оба, ответственность всё же лежала именно на Энтони, потому что
он лучше всех умел просчитывать наперёд ситуацию, и главное — он был
верховным главнокомандующим во всём предприятии и непосредственным
организатором опасной поездки. И он это понимал, — несмотря на эгоизм,
чувство ответственности за успех возглавляемого предприятия (именно
предприятия, а не людей) у него было. Да и потеря кольца сыграла свою
роль. Потому-то он и пошёл на похороны и выплатил добровольную
компенсацию — чтобы искупить... или, вернее, не искупить — этого уже не
искупишь и не исправишь — а откупиться от своей вины, успокоить душу.
Это было правильно, потому что деньги спасли семью погибшего от нищеты.
Но это не было и не могло быть «отдачей долга», а потому не спасло
Энтони от расплаты — сперва от расправы конкурентов, а позже — от
аварии.
2.
Некоторые зрители считали, что жизнь у Энтони в
конце-концов сложилась несчастливо: остался слепым и зависящим от жены,
не смог добиться того, о чём мечтал всю жизнь. А ему, наоборот, очень
повезло.
То, что он ослеп, было закономерно — ведь в детстве он
из-за своего эгоизма не понимал и не жалел свою ослепшую мать. А она
из-за своего покладистого и покорного характера не могла воспитать его
как следует. Но именно через неё пришёл урок Жизни — наследственная
слепота.
То, что он оказался зависимым от жены, для него очень
хорошо — таким амбициозным и независимым людям полезно чувствовать себя
зависящими от других. Собственно, с чувства зависимости и началось его
духовное преображение: Энтони попал в ситуацию, когда его выживание
зависело от работы его сотрудников, которых к тому же некем было
заменить, и начал осознавать, что люди — это действительно ценность.
Кроме
того, Ким Бон Даль с детства привык к тому, что слабого всегда либо
презирают и унижают, либо в лучшем случае унизительно жалеют. Его
самого, когда он был слабым, унижали и били — причём каждый раз, без
исключения. Он и сам относился неуважительно к своей матери, потому что
она была слабой. Он сам не уважал и не щадил других слабых людей,
которые попадались ему в жизни. И считал, что это нормально, что
уважение всегда даётся только сильному. И в этом убеждал его весь его
жизненный опыт, каждый год, месяц, день его жизни. Поэтому, когда он
узнал, что ослепнет, то подумал, что Ли Го Ын поступит так же, как и все
— либо с презрением отвернётся от него, либо будет унизительно жалеть.
«А как же иначе, всё правильно, зачем ей муж-инвалид... тяжесть на
шею... Да и никто на её месте не решился бы взвалить на себя такое.»
Потому и решил, что лучше уйти с гордым видом, не пережив унижений от
самого близкого человека, и остаться в её памяти не побеждённым.
А
Ли Го Ын не отвернулась и не пожалела. Она сумела убедить Энтони в том,
что это неважно, сильный он или слабый, что она всё равно всегда будет
относиться к нему, как к равному. И всю их семейную жизнь она каждый
день доказывала ему, что это были не просто слова. Каждый год, месяц,
день их жизни становился противовесом тому, что прежде знал и видел
Энтони. Многолетний мрачный жизненный опыт одним светлым днём не стереть
— его нужно стирать так же долго, как он накапливался.
К тому
же, благодаря помощи жены он смог найти работу по специальности, а в ней
новую, яркую и труднодостижимую цель — добиться прихода эры
радио-сериалов! Кстати, сама идея отличная: хороший радиоспектакль не
менее увлекателен, чем хороший фильм — по себе знаю.
«- Вы, что же, изменили мечте? - Нет, просто мечту изменила.» (фильм «Королева бензоколонки», финальная сцена)
3.
Потому-то Энтони и Сон Мин А и не остались вместе на всю жизнь, что она не могла помочь ему в самом главном.
Раньше
они были вместе, потому что были похожи: оба внешне холодные,
амбициозные, трудолюбивые, с честолюбивыми мечтами, отдавшие себя без
остатка своему делу и своей карьере. Они поддерживали друг друга, дарили
друг другу уверенность в себе, помогали друг другу двигаться к мечте.
Так было до тех пор, пока они не поднялись по карьере. А потом — он со
своей «Империей» прочно занял ведущее место в дорамной индустрии, она
стала одной из ведущих актрис страны. Взаимопомощь была уже не нужна, а
чувства начали понемногу мешать карьере: ведь на то, чтобы оказывать
внимание другому человеку, нужно и время, и энергия, а карьера забирает
всё. Вот Энтони и решил «отключить лишнюю ветку» (как это говорится в
вопросах распределения электроэнергии), чтобы карьере досталось больше
времени и сил. И отключился — в прямом и переносном смысле — без
прощаний, без объяснений, без извинений. Не думая о том, что для неё это
— болезненный удар.
Их отношения не были любовью в высшем смысле
слова: это чувство можно назвать «любовь-союзничество» или
«любовь-сотрудничество» — взаимопомощь, взаимовыручка, сильная взаимная
симпатия, но больше на основе общности дела, чем духовной близости.
Примерно так же сложились отношения у Сон Мин А с Кан Хён Мином, но с
той разницей, что она не только поддерживала его на работе и
способствовала его карьере, но и помогала ему совершенствоваться
морально, а это уже более прочная основа.
Кан Хён Мину она могла
помочь, потому что смотрела на него как на равного, хотя поначалу и в
чём-то менее развитого. А Энтони был для неё «высшим существом» —
человеком таким же, как она, но дальше продвинувшимся. Поэтому она не
могла помочь ему в моральных вопросах, да и не считала это нужным.
Точно
так же, восхищённо, снизу вверх, но только безо всякой симпатии,
смотрели на Энтони и все его союзники-соперники: деловые партнёры,
начальники, часть подчинённых и главный помощник О Джин Ван
(впоследствии ставший конкурентом). Для всех них он был человеком таким
же, как они, но дальше продвинувшимся, а потому — высшим. Неудивительно,
что он считал себя вправе смотреть на них сверху вниз. А они хоть и
ненавидели его, но в то же время баловали своим вниманием.
А
Ли Го Ын всегда обращалась с ним, как с равным: когда он был её
начальником, она не смущалась и не склонялась перед ним, а проучивала,
когда он этого заслуживал, но в то же время и не пыталась подчинить его
себе и не грубила без причины; а когда он ослеп и они поженились, то
хотя и командовала им, но в то же время не унижала, как слабого, и не
давала поблажек, как слабому, а по‑прежнему спорила, как с ровней.
Потому она и смогла ему помочь.
4.
Ещё один интересный
момент, который хорошо запомнился — эпизод в 8-й серии — "словесная
перестрелка" между Энтони и О Джин Ваном, когда Энтони сказал: «Моя цель
— не ты.»
Действительно, у них были цели разного уровня. Энтони
хотел вернуться на своё прежнее место на карьерной лестнице и подняться
по ней ещё выше. О Джин Ван был для него всего лишь помехой, регулярно
встающей на этом пути, помехой, с которой надо разделаться по дороге, а
не конечной целью. А для решившего отомстить за всё прошлое О Джин Вана
победа над Энтони была конечной целью.
Есть такая
закономерность: если встречаются двое, и победа над противником для
одного — только шаг к более далёкой цели, а для другого — конечная цель,
то первому легче победить, а второму тяжелее, даже если он тысячу раз
прав.
Потому что тот, кто настроен на более дальнюю цель,
естественным путём настраивается на более дальнюю дорогу и накапливает
больше энергии. И, кроме того, пока цель далека, человек, образно
говоря, "наезжает" на каждый этап пути на "полной скорости", а перед
концом пути он "притормаживает". Поэтому, если кто-то считает
необходимым победить в борьбе, ему нужно сформулировать более дальнюю
цель, которая захватила бы его полностью, так что борьба с противником
стала бы мелким эпизодом на пути к ней. Таков закон борьбы и
противостояния. Но в том-то и дело, что чувство мести поглощает
человека, зацикливает на себе, превращает победу над противником не
просто в конечную цель, а чуть ли не в смысл жизни.
Потому Энтони находился в более выгодном положении, и, видимо, чувствовал это, хоть и не знал закона.
5.
Несколько особенностей этого сюжета, нетипичных для корейских сериалов.
1)
Главная героиня — умная, добрая, обаятельная, с твёрдыми принципами и
сильным характером, но при этом не грубиянка. За весь фильм не совершила
ни одной трагической глупости (если не считать того, как они вместе
заблудились на машине в горах)!
2) Как правило, в фильмах,
рассказывающих о том, как любовь преображает человека, переломный момент
в жизни главного героя наступает тогда, когда он с риском для жизни
спасает свою любимую. А в этом фильме решающим стал тот момент, когда
Ким Бон Даль вытащил из горящего дома чужого для него человека. Спасение
близкого человека — важный поступок, но это только первый шаг к
избавлению от эгоизма — его может совершить и тот, кто всё ещё
равнодушен ко всем людям, кроме близких. Но если человек, не раздумывая,
пошёл в огонь ради чужого человека — значит, он точно идёт на
выздоровление.
3) Обычно в подобных фильмах хэппи-энд — это когда
все приключения заканчиваются благополучно и главный герой женится на
главной героине, не теряя при этом ни богатства, ни славы, и любимая
разделяет их с ним. А в этом фильме счастливый конец сложнее.
Ким Бон Даль утратил многое — и зрение, и высокое положение на карьерной
лестнице, но зато получил самое главное — настоящую любовь и семью,
новый взгляд на окружающий мир, и нашёл себя в новом деле — в новом,
открытом им мире, где ему можно развернуться — непаханное поле! С его
способностью видеть новые возможности даже в стеснённых обстоятельствах
можно всегда бесстрашно идти вперёд.
Спасибо за прекрасную рецензию! Очень хорошо написано! Умная, добрая, красивая и подробно изложенная оценка классной дорамы!. Когда читаешь такие рецензии, сразу приходит мысль, что её писал интересный и очень хороший человек, и как здорово, что он нашёл время донести до нас своё впечатление о фильме. Ещё раз благодарю).
Дораму еще не смотрела.Рецензию начала читать из-за первых предложений, увлекла сразу. Полностью согласна с тем, что корейцы часто показывают профессии героев, и порой профессия сама становится героем произведения. Добавлю в ваш список Прекрасная дочь Ха На, Виноградарь, и еще много. Спасибо за саму рецензию, прочитала и решила смотреть