Оцените отзыв
Как говорит мой хороший друг – «Если тебе не нравятся фильмы Ким Ки Дука, то ты просто их не понимаешь». Мне нравится Ким Ки Дук, хотя сказать, что я понимаю его творчество в полной мере, будет самоуверенно и наивно. Взаимоотношение с этим режиссером подобны компьютерной игре – только накопленный опыт и соответствующий интеллектуальный апгрейд позволяет открыть «новый уровень» и понять замысел мастера.
Фильм «Сон» (или в некоторых переводах «Мечта») – утяжеленный арт-хаус. Это притча с пометкой 18+, выламывает из смотрящего логику, радостное предвкушение прекрасного и производит «милосердную» трепанацию черепа с целью показать, что на самом деле может твориться с вашей душой, пока разум грызется, стенает и выстраивает причинно-следственные связи. Обстоятельства съемок фильма ввергли маститого режиссера и сценариста в жутчайшую депрессию, что послужило основой другой работы Ким Ки Дука - «Ариран», но речь сейчас не о ней.
Сюжет завязан на простой, хотя и мистической истории: безнадежно влюбленный Чжин, преследуя бывшую подругу, провоцирует ДТП, но скрывается с места столкновения, чуть не сбив при этом еще одного человека. Пребывая в глубоком ужасе, Чжин…просыпается. Он едет на «место преступления» и узнает, что авария действительно была, но за рулем машины камера слежения зафиксировала девушку. Так Чжин знакомится с Ран, которая, в приступе лунатизма, непостижимым образом выполняет в реальном времени все, что снится Чжину. И так как нервные системы у обоих персонажей оголены до предела и отягощены разочарованием, страданием, болью и ненавистью к прошлому, придумать более тесную и невыносимую связь трудно.
Кажется, что решить проблему (хотя бы временно) достаточно просто – спать по очереди. Но это же Ким Ки Дук, друзья! Психотерапевт, мелькающий в начале фильма, выдает наиболее здравую мысль о том, что подобные дуальные пары практически идеальны и взаимно влюбиться – отличное решение вопроса. Но нет! Герои мучают друг друга, изводятся сами, доходят до морального и физического изнеможения и в муках рождают ЛЮБОВЬ.
В какой-то момент, мне стало казаться, что два героя суть один. Разум (Чжин) практически убивает душу (Ран), но когда осознание трагедии творящейся посредством чужих рук, но собственных желаний настигает героя, кризис, увы, уже наступил. И даже мимолетные проблески безмятежной радости и зарождающейся любви не могут перехлестнуть тот ад, в который ввергает себя герой в приступах отчаянного мазохизма.
Разрешается головоломка «Сна» как загадка дзен. Отбрасывая разум, начинаешь видеть истину. И черно-белая дуальность мира искрится крыльями бабочки.
По сути, конечно, это пронзительно красивый фильм. Если вас завораживает первая капля крови, выступающая на белоснежной коже под заточенным до предела клинком – то и «Сон», безусловно, понравится.
Дата публикации: 31.01.16