Оцените отзыв
Посвящается другу по личной переписке Д.
У этого фильма на самом деле два названия «Ушедшие» и «Провожающие» (おくりびと Окурибито - дословно «провожающие») и оба отражают суть фильма.
Фильм получил Оскара в 2008 году как лучший фильм на иностранном языке.
Говорить о том, что этот фильм специфический, бессмысленно, поскольку все японское кино для славянского менталитета – специфическое.
Для того, чтобы понять, в чем своеобразность именно этой картины, нужно понимать, что в японском обществе отношение к людям, работа которых заключается в соприкосновении с трупами, крайне негативное. Соответственно, в табеле о рангах выполнение таких работ находятся в самом низу.
Не стану дублировать анонс, он правильно передает сюжет фильма. Одна из главных проблем главного героя, что именно из-за специфики новой работы от него начинают отворачиваться все окружающие и, самое главное, жена, кроткая и безропотная, до этого поддерживающая мужа во всем.
Но это только внешняя канва фильма. За фасадом реально происходящих в кадре событий показано трепетное и несколько меланхоличное отношение к смерти.
Выкристаллизованная мысль - физическая смерть это не окончание, а переход в иное; точка, из которой человеческая личность уходит на другой виток своего развития.
Главный герой и его непосредственный шеф довели церемонию омовения и обхаживания покойных практически до уровня высокого искусства, которым как бы возвращают чувство достоинства умершим. Превращают мертвое тело в путника, отправляющегося в другую реальность.
Через иносказания и символизм передается мысль, что только тот, кто бережно относится к жизни, ценит ее во всех проявлениях, может достойно и уважительно относиться к смерти. В фильме постоянно делается акцент на неразрывность жизни и смерти. На фоне почти обыденной работы главного героя с умершими, его спонтанная потребность в сексе для восстановления ощущения, что он жив. Известие о смерти отца приходит почти одновременно с заявлением жены о беременности. Даже прикол в начале фильма с осьминогом, который предполагался на ужин, но оказался живым и поэтому был выпущен в море. Живое не подлежит умерщвлению, во всяком случае, не другим живым существом.
Деликатно и трепетно подана мысль, что смерть обнуляет и делает бессмысленными все претензии к умершему. Очень тонко помечено, что мы никогда не знаем, насколько мы значимы в жизни другого человека, даже если мы таим обиду и лелеем ее, вполне возможно, что для обидчика мы все равно остаемся самым важным и дорогим человеком. Но если человек умер, то никогда уже не будет возможности объясниться, примириться, сгладить все недоразумения. И это, опять же, возвращает к жизни, к необходимости решать проблемные отношения, здесь и сейчас, пока есть возможность, чтобы потом не изводиться муками раскаяния.
Не люблю рассуждения о смерти, они всегда какие-то пафосные и ненастоящие. Никто не знает и не понимает что это, но порассуждать и поумничать на эту тему все большие мастера, начиная от психологов, с их постулатом страха смерти, философов, киношников и заканчивая простыми обывателями. И, тем не менее, нет ни единого человека, который бы над этой темой не задумывался. Мы можем прятаться, бояться, смеяться над смертью, очаровываться смертью, но неизбежно каждый с ней встретится, и… ничего не расскажет об этом остальным.
Фильм, примиряющий с мыслью о смерти, успокаивающий и снимающий психоз, все преподнесено не как фатальность, злой рок, а как обыденность и просто другая грань жизни. В фильме присутствует слегка неожиданный и местами обескураживающий юмор.
Отдельно хочу обозначить музыкальный ряд, все происходящее на экране проистекает под мелодии виолончели, иногда звучащей доминантно, иногда - мягким ненавязчивым фоном. Звуки виолончели задают определенный настрой и держат в нужном русле повествование.
До тех пор, пока вы не осознали непрерывный закон умирания и рождения вновь, вы просто смутный гость на этой Земле. Иоганн Гете
Дата публикации: 12.02.16