Совершенно не согласна с комментами. Чуть было не отбили желание смотреть . А ведь фильм прекраснейший, сильный, вдумчивый.
Всем знаком один из четырех классических романов китайской литературы "Путешествие на Запад" и его многочисленные экранизации. Но тут речь пойдет не о нем. Речь пойдет о человеке, чье великое путешествие вдохновило автора романа.
Сюаньцзан - одно из имен китайского буддийского монаха, путешественника, писателя, переводчика. Он очень много странствовал по Китаю, собирая религиозные и классические тексты. Однажды ему приснился сон, в котором он отправился в далекую Индию за недостающими буддийскими текстами. В те времена правила империя Тан во главе с императором Тайцзуном (Ли Шимин), которая находилась в состоянии войны и любые перемещения через границу были запрещены. Но монаха это не остановило, он отправился в свое трудное путешествие.
Сюньцзан не только достиг Индии, он сумел вернулся назад. Монах привез недостающие священные тексты и перевел их. Его перевод "Сутры Сердца" стал классическим. Ну а о своем путешествии он рассказал в летописи "Путешествие в Западный край во времена Великой Тан".
Суть фильма - путешествие монаха. То есть дорога полная самоотречения, лишений, целеустремленности. На пути главного героя встают города, горы и пустыня. Ему встречаются короли и разбойники, странники и купцы. Кто-то ему помогает , кто-то мешает. Но ничто не может сбить с дороги, которую Сюньцзан проложил к цели. С самого начала, в мыслях, он уже был там, где заканчивалось его путешествие.
Этот фильм - контраст незыблемого спокойствия монаха и вихрь черт характеров самых разных людей.
У Хуан Сяо Мина была сложная задача - сыграть невозмутимого монаха, но все еще где-то обычного человека, который чувствует радость, боль, разочарование. Актер постарался выжать максимум из минимального количества диалогов. Спокойно и выразительно звучит его голос за кадром, увлекательно рассказывая о трудностях путешествия. Как ярко актер сыграл отчаяние героя, когда тот заблудился в пустыне; умиротворение, когда достиг цели; мимолетный вихрь чувств при виде стен родного города.
Второстепенные персонажи очень колоритные фигуры. Каждый из них занимает немного экранного времени, потому что они, словно деревья по обочинам дороги, какие-то отдают тень, другие корявыми ветками преграждают путь. Но все же лишь случайные спутники на великом пути героя.
Так же появляются и исчезают молчаливые монастыри, суетливые торговые города, великолепный Чанъань.
И природа. Здесь не пожалели красок и силы. Природа - стихия, она помогает и убивает, она милостива и жестока. Такое виденье природы не может быть нарисовано акварельными красками.
Акварель появляется тогда, когда монах пришел в Индию. И тех кадрах все звучит и показывается на полутонах. Одновременно красочно, размыто и зыбко, в каком-то флере, сне. Как еще можно изобразить просветление.
Меня в этот фильм привел прозаичный интерес - еще одна ступень фильмографии Хуан Сяо Мина. Преисполненная скептицизма (амплуа актера обычно немного другое) начала смотреть и совершенно забыла про время.
Этот фильм сам по себе медитация, созерцание красоты и бесконечного пути, попытки уловить отголоски вечного и важного.
Ответить
Читать обсуждение дальше...